Карта трассы Неманское кольцо Литовская ССР

Неманское кольцо
Nemuno žiedas


Координаты старта-финиша в 1961-1966 гг.: геодезические СК-42: 54°55′09,9″ с. ш., 23°43′23,9″ в. д.; прямоугольные Гаусса-Крюгера: 6091763, 4674605
Координаты старта-финиша в 1974-1991 гг.: геодезические СК-42: 54°55′00,3″ с. ш., 23°42′19,7″ в. д.; прямоугольные Гаусса-Крюгера: 6091422, 4673473
Современный адрес: VšĮ "Nemuno žiedas"; Gaižėnėlių km., Kauno raj., LT-53455, Lietuva
Официальный сайт: http://www.nemunoziedas.lt
Расположение трассы Неманское кольцо

Неманское кольцо (1961-1966)

Неманское кольцо (1961-1966)

Неманское кольцо (1974-1986)

Неманское кольцо (1974-1986)

Неманское кольцо (1987-1991)

Неманское кольцо (1987-1991)

Замысел использования дорог общего пользования в окрестностях Каунаса в качестве трассы для кольцевых автомобильных гонок возник в 1959 г. на фоне общей волны появления новых дорожных колец в Советском Союзе – уже существовали или готовились к открытию такие трассы в Ленинграде, Риге, Таллинне, Тарту. Поиски подходящего дорожного кольца вела инициативная группа в составе тренера и мотогонщика Альгирдаса Пауриса, судей Виктора Северина, Римантаса Балтрушиса-Балтрушайтиса, Влада Никольского, Юргиса Марцуланаса, а также сотрудников кафедры автомобилей Каунасского политехнического института Кестутиса Лукошевичюса и Леона Гастилы. Изначально их внимание привлекло кольцо в районе Девятого форта на северо-западной окраине города, где еще в довоенный период проводились мотогонки. Эта трасса длиной 6420 м состояла из дорог с покрытием из укатанной щебенки, которыми на тот момент пользовался лишь транспорт местного колхоза и отсутствовало транзитное движение. Однако их реконструкция (расширение, асфальтирование и т. д.) потребовала бы немалых затрат, и от мысли возродить трассу возле Девятого форта пришлось отказаться.

Сделать новый выбор помогло проведение в 1960 г. в Прибалтике чемпионата СССР по ралли. Его маршрут проходил через Каунас, где должны были состояться также дополнительные соревнования в форме кольцевой гонки с передачей эстафеты. В качестве трассы для них профессор Леон Гастила предложил использовать дороги около дачного поселка Качергине примерно в пятнадцати километрах к западу от Каунаса. Это дорожное кольцо представляло собой фактически треугольник, одна сторона которого проходила по шоссе Каунас-Шакяй, а две другие образовывались дорогой, отходившей от шоссе в направлении Качергине и затем вновь примыкавшей к нему. Из-за этого бóльшую часть круга длиной 5398 м составляли прямые отрезки или длинные пологие повороты; достаточно значительных поворотов, перед которыми требовалось заметно снижать скорость, насчитывалось только пять. Ширина трассы составляла 6,5 м на шоссе Каунас-Шакяй и 4,5 м на остальных участках. Дороги имели асфальтовое покрытие, за исключением одного короткого участка, вымощенного булыжником. Северо-восточный участок трассы проходил по высокой пойме долины Немана (отсюда закрепившееся впоследствии название Неманское кольцо), остальные – по более возвышенным водораздельным поверхностям; максимальная разница высот по ходу круга была поэтому достаточно велика – 42 м – и имелись несколько крутых спусков и подъемов. Практически вся трасса находилась в лесу, лишь в северной части проходя через участок застройки в Качергине.

После успешного проведения соревнований по ралли в 1960 г. представители ФАМС предложили использовать трассу для проведения кольцевых автомобильных гонок. Впервые они прошли на Неманском кольце 27-28 мая следующего года (этап чемпионата СССР). Победителями их стали: Юрий Протасов (свободная формула), Юрий Чвиров (формула "Юниор"), Анатолий Себейкин (формула 3), Борис Курбатов (группа А), Виктор Марейкин (группа Б), Владимир Птушкин (группа В), Карл Галыгин (группа Г). Однако эти первые гонки показали также, что трасса нуждается в реконструкции, в первую очередь в расширении дорог. За эту работу ускоренными темпами взялось Каунасское линейное управление эксплуатации автомобильных дорог во главе с Виктором Ширкой. Весной-летом 1962 г. ширина дорог была увеличена до 7-7,5 м на всем протяжении круга, частично уложено новое асфальтовое покрытие, перестроены некоторые повороты. Длина круга в результате несколько увеличилась – до 5450 м. Также была оборудована зона старта-финиша: расширена до 15 м стартовая площадка, сооружены судейская и гостевая трибуны.

До 1966 г. включительно Неманское кольцо ежегодно принимало один из этапов чемпионата СССР по кольцевым автомобильным гонкам; в 1964 г. там впервые состоялись и мотогонки. Соревнования постоянно отличались высоким уровнем организации, поддержку в их проведении оказывали Каунасский городской комитет КП Литовской ССР, Каунасский горсовет, республиканский комитет ДОСААФ. Участники размещались в общежитии сельскохозяйственной академии примерно в 6 км от трассы, гоночная техника располагалась на большом поле рядом, а техническое обслуживание ее осуществлялось в ремонтных мастерских академии. (Впрочем, пользоваться всем этим комплексом можно было только во время студенческих каникул – с начала июля по середину августа, – что ограничивало возможность использования трассы для гонок высокого уровня с большим числом иногородних участников.) Соревнования широко афишировались и освещались в местной прессе, поэтому неизменно привлекали большое число зрителей (10-15 тыс. по субботам, до 30 тыс. по воскресеньям). Абсолютный рекорд трассы был установлен в 1964 г. Владимиром Птушкиным на автомобиле "Melkus-63" формулы 3 – 2 мин 25 с (135,31 км/ч). В 1967 г. проведение гонок на Неманском кольце было прекращено в связи с общим пересмотром взглядов на уровень безопасности соревнований, произошедшим после катастрофы в Тбилиси в апреле того года.

Практически сразу же после прекращения гонок на Неманском кольце возник замысел постройки в Каунасском районе постоянной специализированной гоночной трассы. Выдвигались предложения построить ее в районе Лапеса, однако окончательное решение осталось в пользу прежнего места – окрестностей Качергине. В 1968 г. в институте "Литгипродор" началось проектирование нового Неманского кольца. Заказчиком проекта выступил республиканский Центральный комитет ДОСААФ, финансирование осуществляло республиканское Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Проектные работы завершились к осени 1970 г., тогда же проект был официально рассмотрен и принят к реализации. Согласно ему, в состав новой трассы должен был по-прежнему входить отрезок шоссе Каунас-Шакяй (тот же, что использовался и в прежнем дорожном кольце), но в основном трасса должна была располагаться к югу от шоссе, частично проходя по долине реки Качупис, левого притока Немана. Такое расположение обусловило большое количество спусков и подъемов по ходу круга (с уклонами до 19%), которые к тому же были выполнены сопряженными с различной крутизны поворотами. Общая длина круга составляла 6079 м при средней ширине дорог нового участка трассы 9 м.

Решением Совета Министров Литовской ССР ДОСААФ было передано под трассу в постоянное пользование 15,5 га земли. В 1971 г. там началось строительство. Уже в 1973 г. на отдельных законченных участках трассы проводились спринты и соревнования по скоростному подъему. Собственно дорожное полотно было полностью готово к осени 1974 г., но необходимая инфраструктура – стоянки, ограждения, боксы и т. п. – на тот момент закончена еще не была. Тем не менее 12-13 октября 1974 г. на новом Неманском кольце состоялись первые соревнования – чемпионат Литовской ССР по автомобильным и мотоциклетным кольцевым гонкам. В заездах автомобилей победили: Регимантас Валаткявичяюс (формула 1), Гедиминас Невераускас (формула 2), Жигимантас Александрявичюс (формула 4), Гайлутис Штельмокас (группа 1, класс VII), В. Чипас (группа 1, класс VIII) и Валдис Белмерс (группа 1, класс X). Быстрейший круг этих соревнований был пройден Невераускасом за 2 мин 53,8 с, что соответствовало средней скорости 125,92 км/ч.

Строительные работы в основном закончились в середине 1976 г., и тогда же новое Неманское кольцо было открыто официально. Однако первые автомобильные гонки на нем, проведенные двумя годами ранее, стали одновременно и последними: в дальнейшем новая трасса использовалась исключительно для мотоциклетных соревнований. По-видимому, здесь сыграл роль чрезвычайно пересеченный рельеф нового кольца, из-за которого оно, по выражению белорусского гонщика Анатолия Альхимовича, больше походило на скоростной участок ралли, чем на трассу для кольцевых автогонок, и наличие ограждений и зон безопасности лишь на отдельных участках трассы, а не по всей ее длине.

Во второй половине 1980-х гг. начался второй этап реконструкции Неманского кольца, основной целью которой было окончательное отделение его от дорожной сети и создание полноценного автодрома стационарного типа. Достигнуто это было сооружением нового участка, который начинался в западной части трассы вскоре после подъема из долины Качуписа. Новый отрезок вначале шел в основном параллельно ранее построенной трассе в ее южной части. Севернее он отходил от старого кольца на восток, проходя сначала внутри выработанного гравийного карьера, затем – на северо-запад практически по самому берегу реки и примыкал к прежней трассе рядом с шоссе Каунас-Шакяй; старый съезд с шоссе на трассу был при этом ликвидирован. Между прежней трассой и новым участком были сделаны три промежуточные перемычки, благодаря которым стало возможно варьировать длину круга. Четыре варианта конфигурации новой трассы имели длину 6995 м, 4735 м, 3420 м и 3270 м. Ширина новой трассы составляла 9 м, а максимальный перепад высот по ходу круга – 36 м.

Помимо реконструкции собственно кольцевой трассы, планировалось также сооружение подъездных дорог к различным ее точкам, зрительских трибун, боксов, стоянок, а также картодрома, мотоциклетного трека, поля для мотобола и кроссовой трассы. Тем самым Неманское кольцо должно было стать четвертым в СССР полноценным комплексом сооружений для технических видов спорта. Однако эти планы не были доведены до конца в связи с недостаточностью финансирования и отсутствием нормального контроля и руководства строительством со стороны ДОСААФ. Четкого плана работ как такового не существовало, а те, что были выполнены, зачастую отличались невысоким качеством. Вопрос о нормальной организации работ на Неманском кольце и доведения их до конца не раз поднимался в местной прессе, но результатов это практически не дало. Первые соревнования на реконструированном Неманском кольце проходили на фактически недостроенной трассе, и для них использовались в основном сокращенные варианты круга. Официально трасса открылась 25 октября 1987 г. гонками на призы Федерации автомобильного спорта Литовской ССР. Их победителями стали: Римантас Доминикайтис (формула 3), Валдас Йонушис (формула "Восток"), Эдмундас Карпис (класс A2/1-7), Витаутас Тарайле (класс A2/1-8) и Альгимантас Пакалка (класс A2/1-10).

После распада СССР трасса была фактически заброшена; вновь проведение соревнований на ней, а также достройка многих из ранее запланированных сооружений начались лишь в 1999 г. При этом используется в настоящее время лишь кратчайший вариант трассы, а ее южный участок по-прежнему заброшен и частично разрушен.

Виды Неманского кольца, 1961-1966 гг.

Парад участников на прямой старт-финиш, 1961 г. Построение участников на прямой старт-финиш, 1963 г. Стартовое поле, 1961 г. Стартовое поле, 1962 г. Стартовое поле, 1966 г.

Табло для отображения хода соревнований, 1964 г. Прямая старт-финиш, 1963 г. Прямая старт-финиш, 1965 г. Прямая старт-финиш, 1966 г. Техническое обслуживание автомобилей на обочине шоссе Каунас-Шакяй, 1964 г.

Шоссе Каунас-Шакяй, 1961 г. Поворот с шоссе Каунас-Шакяй в сторону Качергине, 1961 г. Поворот с шоссе Каунас-Шакяй в сторону Качергине, 1966 г. Прямая после поворота в сторону Качергине, 1961 г. Правый поворот со спуском на дороге к Качергине, 1961 г.

Правый поворот со спуском на дороге к Качергине, 1961 г. Правый поворот со спуском на дороге к Качергине, 1965 г. Въезд в Качергине, 1965 г. Въезд в Качергине, 1961 г. Поворот на площади в Качергине, 1965 г.

Поворот на площади в Качергине, 1961 г. Улица Шалтиню – короткая северная прямая трассы, 1961 г. Северо-западный отрезок трассы, 1961 г. Западный поворот, 1961 г. Западный поворот, 1961 г.

Западный поворот, 1963 г. Шоссе Каунас-Шакяй после западного поворота, 1961 г. Шоссе Каунас-Шакяй после западного поворота, 1965 г. Шоссе Каунас-Шакяй, 1965 г. Шоссе Каунас-Шакяй, 1965 г.

Виды Неманского кольца, 1974-1991 гг.

Стартовое поле, 1974 г. Стартовое поле, 1988 г. Южный отрезок трассы в долине реки Качупис, 1986 г. Место пересечения трассы с рекой Качупис, 1977 г. Северо-западный участок трассы, проходящий по краю речной долины, 1977 г.

Начало прямой старт-финиш, 1974 г.

← Гоночные трассы