Сорок пять лет – не слишком круглая дата. Это не сорок лет, которые, как известно, праздновать не принято, и не солидные пятьдесят. Впрочем, речь здесь идет не о человеке, а о трассе – рижском спортивном комплексе Бикерниеки, первые гонки на котором состоялись 30-31 июля 1966 г. Трасса в Бикерниекском лесу пережила уже не один юбилей, но раньше в их честь гонки не проводились. Сейчас ситуация иная: соревнования на гоночной технике советского периода, история которых началась прошлой осенью здесь же в Бикерниеки гонками "Янтарная «Волга» – 2010", похоже, приобретают в Прибалтике популярность, и их организаторы используют любую возможность, чтобы не просто провести очередной заезд "Волг" или "Эстоний", а логически связать при этом нынешнее время со славным прошлым прибалтийского автоспорта. 2011 год предоставил одну из таких возможностей: 6 августа в Бикерниеки состоялись соревнования в честь сорокапятилетия трассы. Не будем же упрекать организаторов за некоторую искусственность этой даты и посмотрим, как рижская трасса, когда-то ставшая первым в СССР специально построенным комплексом сооружений для авто- и мотоспорта, отпраздновала свой "некруглый юбилей".
Программа соревнований включала в себя не только исторические заезды, но и гонки латвийского класса "Национальный" (кузовные автомобили, в основном старые BMW) и мотоциклов. Отрадно, что традиции были соблюдены: автомобили соревновались на "скоростном кольце", а мотоциклы – на "кольце мастерства". Всего должно было состояться девять гонок: три для мотоциклов (по одной для каждого класса) и шесть для автомобилей (по два заезда для класса "Национальный", исторических гоночных автомобилей и исторических кузовных автомобилей). Гонкам предшествовали тренировочные и квалификационные заезды, которые проходили в тот же день с утра. В результате программа была уплотнена до предела и тем не менее занимала весь день: по расписанию тренировочные заезды начинались в половине десятого утра, торжественная церемония открытия планировалась на час дня, а последняя гонка должна была финишировать около восьми часов вечера. Неизвестно, какие именно причины заставили создавать однодневное расписание – обычно столь насыщенную программу разносят на оба выходных дня…
Так или иначе, в субботу на трассе было достаточно многолюдно. Основная масса зрителей, как обычно, располагалась на трибунах у поворота Элконис и входила на территорию трассы там же. Тот же, кто потрудился пройти немного дальше по улице Сергея Эйзенштейна и войти через главный вход, по пути к трибунам попадал на мини-выставку гоночной техники из запасников Мотормузея. Преобладали в ней мотоциклы, а автомобилей было всего два, оба хорошо знакомых по прошлогодней "Янтарной «Волге»": "Эстония-9" и "Эстония-МАДИ-03". Первый по сравнению с сентябрем не претерпел никаких изменений – по-прежнему отсутствовали капот двигателя и ветровой щиток вокруг кокпита, – но табличка рядом гордо извещала, что это единственный известный в Латвии экземпляр "Эстонии-9" в полной комплектации (а сохранился ли хотя бы еще один, в любой комплектации?). Впрочем, табличка вообще оказалась на редкость безграмотной и содержала немало ошибок. Чего стоит хотя бы "клапанный механизм OHV" – и это при двухтактном-то двигателе! В конце сообщалось, что на данном автомобиле выступал сначала Юлий Винте, а потом Виктор Тягуненко. Последнее кажется очень сомнительным: у Тягуненко был немецкий "Мелькус", а вовсе не "Эстония". Что до Винте, то это вполне может быть именно его автомобиль, но в таком случае совершенно непонятна свежая наклейка с номером 45 – известно, что Винте традиционно стартовал под четырнадцатым номером, а перед тем короткое время ездил под двадцать третьим. Зато порадовало восстановление исторической справедливости по отношению к "Эстонии-МАДИ-03" – на ней вновь, как и полагалось, красовался знаменитый номер 71 (напомню, что в сентябре Эдгард Линдгрен был вынужден участвовать в гонках под номером 57). Остается только пожелать, чтобы нашлось и ее характерное заднее антикрыло с диффузором – так автомобиль снова полностью обретет свой исторический облик.
Неподалеку, на стартовой прямой, рядом стояли две ярко-красные "Эстонии-15М", которым предстояло провести короткий показательный заезд: Арниса Томаса (на этот раз ею управлял Иварс Вибе) и Андриса Шталса (в прошлый раз исполнявшая роль выставочного экспоната). Но, естественно, начаться все должно было с торжественной церемонии открытия. Традиционный парад участников с построением на стартовой прямой, короткие речи – с одной из них выступил не кто иной, как Валдис Белмерс – с вручением подсолнухов ораторам и латышские народные танцы не заняли много времени, но создали достаточно оживленную атмосферу. Затем настало время заезда Вибе и Шталса. При взгляде на с треском проносившиеся мимо "чахотки" легко можно было себе представить, что творилось здесь в семидесятые годы, когда старт одновременно принимали тридцать таких автомобилей. Сейчас их было всего два, но, вообще говоря, сохранившаяся до наших дней "Эстония-15М" – это не такая уж и редкость: по слухам, только в Прибалтике их наберется почти десяток. Возможно, чем дальше, тем больше их будет собираться, и настанет день, когда показательные заезды обретут статус полноценной гонки в классе формула "Молодежная".
Пока же зрителям пришлось удовлетвориться более современными гоночными автомобилями. На соревнования их было заявлено всего шесть, и организаторы сочли нецелесообразным вводить раздельный зачет для классов 1300 см³ (формула "Восток") и 1600 см³ (формулы 1600 и "Мондиаль"). Тех, кто участвовал в прошлогодней "Янтарной «Волге»", было всего двое: Ингус Зирнитис (класс 1300 см³) и Яак Кууль (1600 см³). В роли главного соперника Кууля снова выступил гонщик на "Рейнарде", только на этот раз им стал не Нормунд Шубецкис, а эстонец Айн Ляхкер, начавший свою гоночную карьеру еще в конце восьмидесятых в формуле "Восток", а сейчас заявивший на гонки "Рейнард-923" с 1600-кубовым двигателем "Фольксваген". Литовец Альбертас Пундис привез в Ригу свою "Эстонию-21.10" 1600-кубового класса – по-видимому, ту самую, на которой он стартовал еще в советских гонках, так как на ней сохранились эмблемы спортивно-технического клуба Вильнюсского завода топливной аппаратуры, за который он выступал тогда. Еще одну "Эстонию-21.10" (формула "Восток") заявил Таави Кроон. Наконец, шестым участником в классе гоночных автомобилей был Пятрас Черняускас на "Эстонии-25.20" формулы 1600.
В классе "Волга" участников набралось четырнадцать – даже больше, чем было в сентябре; при этом тех, кто стартовал в Бикерниеки тогда, было лишь восемь. Остальные являлись дебютантами этого сезона. А восемь автомобилей ВАЗ пришлось разделить на три класса – настолько различались они по уровню подготовки. ВАЗ-1300, "Лада" и "Суперлада" – так были названы эти классы; по-видимому, они примерно соответствовали советским классам A1, A2/1 и A2. Все автомобили в них являлись "классическими" моделями – ВАЗ-21011, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. Стартовать им предстояло, как обычно, в одном заезде с "Волгами", но на десять секунд позже – очевидно, лишь для повышения зрелищности и накала борьбы на трассе, так как зачет, естественно, должен был вестись раздельный.
Открывавшие соревнования гонки мотоциклов выходят за рамки тематики сайта, поэтому перейдем сразу к первому заезду "формул". Квалификация не принесла особых неожиданностей: выиграл ее Ляхкер, на две секунды опередив Кууля, далее с большими отрывами друг от друга расположились Пундис, Кроон, Зирнитис и Черняускас, причем последний уступил времени Ляхкера ни много ни мало тридцать одну секунду! Таким образом, никакой борьбы в заезде гоночных автомобилей явно не предвиделось – разве что во время обгонов на круг. После старта Кууль лишь короткое время пытался выдерживать темп, заданный Ляхкером, а затем стал быстро отставать и на финише проиграл ему почти минуту. Остальную группу в первых поворотах сильно сдерживал неожиданно резво стартовавший Черняускас, но потом Пундис и Кроон опередили его и уже на втором круге были далеко впереди. Далее все пошло по тому же сценарию, что и у лидеров: после непродолжительной погони за устремившимся вперед Пундисом Кроон отстал. Ляхкеру оба они проиграли больше круга. Черняускас составить им конкуренцию в дальнейшем уже не смог: видно было, что его "Эстония-25.20" совершенно "не едет" на прямых, а к тому же гонщик крайне осторожно проходил повороты. Единственным, с кем Черняускас попытался побороться, был Зирнитис, но в конце концов уступил и ему. Эта пара отстала от Ляхкера уже на два круга.
Затем последовала гонка класса "Национальный", описание которой также позволим себе опустить и перейдем к историческим кузовным автомобилям. Здесь, судя по результатам квалификации, можно было ожидать плотной борьбы. В классе "Волга" первым был Антон Долгополов, выигравший две с половиной секунды у Александра Сорокина. Далее отставания стали быстро нарастать, но все равно в протоколе квалификации отчетливо выделялось несколько групп гонщиков, показавших примерно одинаковое время. Именно в таких группах можно было ожидать разнообразных зрелищных моментов.
В гонке победителем в схватке с Сорокиным вышел Долгополов. Далее более или менее плотно расположились Андрей Паупер, Янис Матуленс и Итало Альсиньш. Напряженных моментов в гонке действительно хватало; добавляли остроты и участники трех "вазовских" классов, быстро отыгравшие десять секунд разницы на старте. Петерис Зиеманис, словно игла, за двенадцать кругов пронизал весь шедший впереди порядок "Волг" и пересек финишную черту первым. Беспокоиться за свои двадцать пять очков за победу в своем классе "Суперлада" ему не приходилось: его единственный соперник Ауримас Онушкявичюс проиграл ему в квалификации целых восемь секунд, а в гонке сошел еще на втором круге. В классе "Лада" финишировали все четверо стартовавших, в основном расположившись по времени среди первой шестерки на "Волгах". А вот Райво Лухзе и Рональд Сенявскис, вдвоем представлявшие класс ВАЗ-1300, сошли еще в первой половине гонки.
Финишировал этот заезд уже в половине седьмого вечера, хотя по расписанию должен был завершиться без десяти шесть. Отставание в сорок минут накопилось постепенно и незаметно, и все, что удалось организаторам в дальнейшем, – удержать его на том же уровне до самого конца соревнований. Не добавляла восторга и погода: когда на старте во второй раз выстроились "формулы", с серого неба начали падать редкие дождевые капли. К счастью, этим дело и ограничилось: гонка прошла по практически сухой трассе, скорости по сравнению с первым заездом упали ненамного. Да и весь ход гонки был совершенно тот же, за исключением полного отсутствия послестартовой борьбы: ведь стартовали участники в том порядке, в каком они завершили первый заезд. Поэтому выглядело все чинно и благопристойно: круг за кругом в гордом одиночестве проносился красно-белый "Рейнард" Ляхкера, за ним в некотором отдалении, постепенно отставая, следовала "Эстония" Кууля. Эти двое попутно непринужденно обгоняли круговых, коими являлись все остальные. Пундис, в свою очередь, за время гонки на пятьдесят с лишним секунд уехал от Кроона, а где-то далеко позади с видимым трудом передвигалась желтая "Эстония-25.20" Черняускаса. Сначала впереди него шел Зирнитис, но на шестом круге он выбыл из гонки из-за поломки. Таким образом, Черняускас, объективно являясь самым медленным среди участников, по сумме двух заездов все же занял не последнее место.
Вторая гонка в классе "Волга", как и первая, прошла под знаком борьбы за лидерство между Долгополовым и Сорокиным. Выиграл снова Долгополов, Сорокин проиграл ему около четырех секунд. Впереди них финишировали два представителя других классов: Зиеманис (которому снова не смог оказать сопротивления Онушкявичюс, сошедший на третьем круге) и Бремзе. Было это все уже без четверти девять вечера…
Так завершилась эта суббота в Бикерниеки, которая, надо признать, оставила двойственные и противоречивые впечатления. Да, мы увидели на старте немало новых автомобилей – по численности дебютанты сезона-2011 составляли половину участников юбилейных гонок. Но в целом участников оказалось меньше, чем можно было бы ожидать, особенно в классе гоночных автомобилей. Помимо количества, опасения вызывает и качество. Даже Ляхкер, в обоих заездах не имевший себе равных, уступал 10-15 км/ч тем скоростям, которые показывали гонщики формулы 1600 в конце восьмидесятых – начале девяностых. Кроме того, бросались в глаза прямо-таки гигантские отставания участников друг от друга. Причина тому – не чисто техническая разница между классами 1300 и 1600 см³, а прежде всего уровень подготовки автомобилей. Конечно, было бы очень хорошо, если бы все автомобили, заявляемые на исторические гонки, были подготовлены одинаково тщательно. Но это зависит целиком и полностью от возможностей и намерений их владельцев, и если, например, Зирнитис, как энтузиаст-одиночка, просто не имеет возможности содержать свою "Эстонию" в таком же состоянии, как у Кууля, то что же тут можно сделать? Если автомобиль соответствует всем требованиям, предъявляемым к нему техническим регламентом и правилами безопасности, а гонщик имеет лицензию и всю необходимую экипировку, то формально оснований не допускать его к участию нет. Отбор участников, конечно, можно было бы выполнять в ходе квалификационных заездов, но пока в гонках исторических "формул" слишком мало участников, чтобы "разбрасываться" ими, не допуская кого-либо к старту.
Несколько лучше с точки зрения чистых скоростей и намного лучше с точки зрения конкуренции ситуация складывается в классе "Волга", но и там не все так гладко. Подготовленный Артисом Янковскисом для кольцевых гонок ГАЗ-31029 – это, по личному мнению автора, пример того, как не надо готовиться к соревнованиям, объявленным как гонки исторических автомобилей. Да, ГАЗ-31029, выпускавшийся в 1992-1997 гг., не так уж и сильно отличается от ГАЗ-24 образца 1970 г. – по сути, это не более чем его "осовремененная" модификация. Но, во-первых, она относится уже к совершенно иному времени, а во-вторых, вряд ли автомобили ГАЗ-31029 когда-либо стартовали в кольцевых гонках: класс А-2500 после распада СССР просуществовал очень недолго, и крайне сомнительно, чтобы кто-нибудь пытался вывести на старт в умиравшем классе новую "Волгу". Так что появление ее среди "двадцать четвертых", подготовленных согласно действовавшим в советских гонках техническим требованиям, было совершенно неоправданным. Гонки на "Волгах" набирают в Латвии популярность, но это вовсе не означает, что для них годятся любые "Волги" любого года выпуска. Здесь, пожалуй, организаторам стоило бы впредь проявлять бóльшую строгость при допуске автомобилей к соревнованиям, иначе мы рискуем вскоре увидеть на старте ГАЗ-3110, ГАЗ-31105 и прочие позднейшие модификации, серийный выпуск которых был свернут в Нижнем Новгороде лишь совсем недавно.
Впрочем, может быть, приведенные выше суждения слишком строги. Как-никак, августовские гонки в основном расценивались как репетиция перед главными историческими соревнованиями сезона "Янтарная «Волга» – 2011", проведение которых планируется на 17-18 сентября. Состав их участников ожидается намного более представительным – и те, кого мы видели в Бикерниеки на этот раз, и те, кто стартовал там прошлой осенью. Стоит ожидать визита гостей из Германии и Польши. Возможны и некоторые другие сюрпризы, о которых говорить пока преждевременно. Так что беспокоиться по поводу количества участников сентябрьских соревнований, пожалуй, не стоит. Что касается конкурентоспособности техники, то, возможно, кое-кому из аутсайдеров нынешних и прошлых гонок удастся все же подтянуть свои автомобили к уровню, который даст им возможность вести борьбу если не с лидерами, то хотя бы с середняками. И, конечно, зачет для разных формул должен быть раздельным. Ну, а если в сентябре на гонки заявятся и Шубецкис (говорят, что он собирается это сделать), и Ляхкер, то для их "Рейнардов" (и в перспективе для западноевропейских автомобилей вообще), может быть, стоит выделить отдельную зачетную группу. Напомню, что на этот раз классы "Суперлада" и ВАЗ-1300 уже были представлены двумя гонщиками каждый, так что прецедент уже создан.
Главное, что не может не вызывать беспокойства, – это состояние трассы. Проржавевшие ограждения, потрескавшийся асфальт, наглухо заколоченные и исписанные граффити судейские посты, уже двадцать лет стоящие недостроенными трибуны у поворота "Песчаный холм", обветшавшее здание для судей и хронометристов у старта, разбросанные тут и там старые шины… Во время гонок это не так бросается в глаза, но вот простая пешая прогулка по пустой трассе в будние дни – совсем другое дело. Понятно, что средств на реконструкцию Бикерниеки сейчас просто нет – все, что имеется, уходит просто на поддержание комплекса в мало-мальски рабочем состоянии. Да и того зачастую не хватает – например, каждую весну на трассе устраивается субботник с привлечением рабочей силы из числа добровольцев. При всем этом – в отличие, например, от киевской Чайки – рижская трасса все-таки используется в полном объеме. Но ясно, что до бесконечности тянуться нынешнее положение дел не может. Рано или поздно возникнет неизбежный вопрос: а что дальше?.. И вот тут-то, боюсь, ответ может быть далеко не в пользу Бикерниеки…
Но не будем заглядывать в будущее с мрачными прогнозами. Пока на очереди – "Янтарная «Волга» – 2011", событие, безусловно, отрадное. Сайт "Автоспорт в СССР" не будет помещать подробный материал об этих гонках, однако появление небольшой заметки и ссылок на фотогалереи наших рижских друзей более чем вероятно. Следите за публикациями!
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
← Новости и статьи