Главная страница
Сезоны
Гоночные автомобили
Спортивные автомобили
Рекордные автомобили
Стандартные автомобили
Трассы
Гонщики
Новости и статьи
Ссылки
Связь
Терминология
О сайте

Новости и статьи

23.02.2019 • Статья "Краткая история самоделок"

В электронном альманахе "История мирового автоспорта" (выпуск № 26) опубликована первая часть статьи "Краткая история самоделок", посвященной спортивным и гоночным автомобилям самодеятельных конструкторов, получившим широкое распространение в советском автомобильном спорте во второй половине пятидесятых и в шестидесятые годы. До настоящего времени история этих автомобилей остается изученной весьма мало, и данный материал представляет собой первую попытку систематизировать и обобщить накопленную информацию и дать на ее основе выводы о роли, которую сыграли самодельные автомобили в истории кольцевых гонок в СССР. Альманах в формате PDF доступен для свободной загрузки по адресу http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php.

31.12.2018 • Статья "«Эстония-9»: неизвестное об известном"

В электронном альманахе "История мирового автоспорта" (выпуск № 25) опубликована статья "«Эстония-9»: неизвестное об известном", посвященная малоизвестным фактам из истории гоночных автомобилей "Эстония-9", в основном индивидуально переделанным экземплярам этой модели. Вопрос рассматривается системно, с анализом причин, вызвавших в каждом отдельном случае необходимость внесения изменений в конструкцию. Также вкратце рассмотрена история трех известных сохранившихся до настоящего времени автомобилей "Эстония-9" и "9М". Альманах в формате PDF доступен для свободной загрузки по адресу http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php.

13.09.2017 • Статья "Советское «кольцо» на распутье"

В электронном альманахе "История мирового автоспорта" (выпуск № 22) опубликована статья "Советское «кольцо» на распутье", подробно описывающая вторые международные кольцевые автомобильные гонки в СССР, состоявшиеся в Ленинграде в августе 1962 г. Также на примере этих соревнований дается анализ общей картины нереализованных возможностей выхода советских кольцевых гонок на международный уровень. Альманах в формате PDF доступен для свободной загрузки по адресу http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php.

01.05.2017 • Статья "«Медвежья услуга» на Невском кольце"

В электронном альманахе "История мирового автоспорта" (выпуск № 19) опубликована статья "«Медвежья услуга» на Невском кольце", подробно описывающая первые международные кольцевые автомобильные гонки в СССР, состоявшиеся в Ленинграде в августе 1961 г. Также проводится подробный анализ итогов соревнований и влияния, которое они оказали на советский скоростной автомобильный спорт в целом. Альманах в формате PDF доступен для свободной загрузки по адресу http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php.

15.03.2017 • Статья "«Эстония-Косворт»: очевидное – невероятное"

В электронном альманахе "История мирового автоспорта" (выпуск № 17) опубликована пятая статья из цикла "Неизвестные «Эстонии»" об истории гоночных автомобилей "Эстония" с двигателями "Косворт". Всего существовало три подобных "гибрида" советских шасси с британскими двигателями, которым, к сожалению, не довелось сыграть сколько-нибудь существенной роли в истории кольцевых гонок в СССР. Альманах в формате PDF доступен для свободной загрузки по адресу http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php.

12.01.2017 • Статья "Незаметный герой"

В электронном альманахе "История мирового автоспорта" (выпуск № 13) опубликована четвертая статья из цикла "Неизвестные «Эстонии»" об истории гоночного автомобиля "Эстония-2". Вопреки распространенному мнению, именно на этом автомобиле, изготовленном в единственном экземпляре, а не на одном из серийных образцов модели "Эстония-3" была выиграна первая для марки "Эстония" золотая медаль чемпионатов СССР. Альманах в формате PDF доступен для свободной загрузки по адресу http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php.

05.12.2015 • Статья "Родом из Тарту (часть 2)"

В электронном альманахе "История мирового автоспорта" (выпуск № 12) опубликована третья статья из цикла "Неизвестные «Эстонии»" об истории гоночного автомобиля "Эстония-10", известного также как "Тарту-2". Данный материал является логическим продолжением опубликованной ранее статьи о спортивном автомобиле "Эстония-8" и, таким образом, вместе с ней дает исчерпывающую картину неудавшейся попытки организовать производство гоночной техники на Тартуском авторемонтном заводе. Альманах в формате PDF доступен для свободной загрузки по адресу http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php.

01.11.2015 • Статья "Родом из Тарту (часть 1)"

В электронном альманахе "История мирового автоспорта" (выпуск № 11) опубликована вторая статья А. Рогачева из цикла "Неизвестные «Эстонии»", посвященная истории спортивного автомобиля "Эстония-8", известного также как "Тарту-1". Альманах в формате PDF доступен для свободной загрузки по адресу http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php.

07.09.2015 • Статья "Сорок лет назад. От Минска до Торуни"

В очередном, девятом выпуске электронного альманаха "История мирового автоспорта" опубликована статья А. Рогачева "Сорок лет назад. От Минска до Торуни", посвященная сорокалетию первой победы советских гонщиков в Кубке дружбы социалистических стран: в 1975 г. в классе формула "Восток" победителем в общем зачете стал Мадис Лайв, второе место занял Владислав Барковский. Альманах в формате PDF доступен для свободной загрузки по адресу http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php.

01.08.2015 • Статья "Пятый блин комом"

В электронном альманахе "История мирового автоспорта" (выпуск № 8) опубликована статья А. Рогачева "Пятый блин комом" об истории автомобилей "Эстония-5" формулы "Юниор", написанная на основе воспоминаний непосредственных участников событий, связанных с этими автомобилями, и сведений из эстонской литературы. Альманах в формате PDF доступен для свободной загрузки по адресу http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php.

31.12.2014 • Перевод книги "Elu- ja ralliradadel"

В перевод книги Уно Аавы "Дорогами жизни и ралли" добавлена глава "Autospordi funktsionäär" ("Организационная деятельность в автоспорте"). Текст в формате PDF (827 кБ) доступен по ссылке:

24.12.2014 • Перевод книги "Elu- ja ralliradadel"

На сайте опубликован частичный перевод книги воспоминаний заслуженного мастера спорта Уно Аавы "Elu- ja ralliradadel" ("Дорогами жизни и ралли"), вышедшей в конце 2013 г. на эстонском языке. На данный момент полностью переведена глава "Autorallimeenutused" ("Воспоминания о ралли"), составляющая около трети объема книги. Текст в формате PDF (766 кБ) доступен по ссылке:

17.06.2014 • В. К. Глурджидзе (1934-2014)

8 июня скончался Владимир Караманович Глурджидзе – двукратный (1965, 1966) вице-чемпион СССР по кольцевым гонкам, трехкратный чемпион ДСО "Спартак" по кольцевым гонкам, мастер спорта. Он был последним из блестящей когорты тбилисских гонщиков и конструкторов-любителей, чьи имена в шестидесятые и семидесятые годы были хорошо известны любителям автоспорта не только в Грузии, но и во всем Советском Союзе.

30.06.2013 • Cайту "Автоспорт в СССР" – десять лет!

08.05.2013 • Кубок "Янтарное кольцо" – первый этап

В минувшие выходные в Риге гонками на приз открытия сезона начался новый сезон Кубка "Янтарное кольцо" – кольцевых гонок на исторической гоночной технике советского периода. В соревнованиях приняли участие сорок два гонщика в пяти зачетных классах автомобилей: ГАЗ ("Волга"), ВАЗ-1300, ВАЗ-1600, формулы "Восток" и формула "Мондиаль". Ровно половина из этого количества пришлась, разумеется, на класс "Волга", который в этом году, кстати, получил статус отдельной зачетной группе в чемпионате Латвии. Оба заезда выиграл Антон Долгополов, оставив за собой Андрея Паупера, Иварса Янекса, Яниса Матуленса и Маргерса Пинкулиса (в обоих заездах первая пятерка финишировала в одинаковой последовательности). В классах ВАЗ-1300 и ВАЗ-1600 набралось лишь тринадцать гонщиков, поэтому для них проводились совместные заезды. Из четырех участников в 1,3-литровом классе победил Мартиньш Лагздиньш, а в 1,6-литровом сильнее всех оказался Иварс Васараудзис – семикратный чемпион Латвии по ралли, дебютант "Янтарного кольца".

К сожалению, на старт вновь вышло очень мало гоночных автомобилей – по четыре в обеих формулах: сказалось позднее наступление весны в этом году. Снег в прибалтийских республиках окончательно сошел лишь недели две-три назад, из-за чего многие из тех, кто рассчитывал выйти на старт, попросту не успели провести нормальную обкатку своих автомобилей. В формуле "Мондиаль", как этого следовало ожидать, победил Яак Кууль – единственный представитель Эстонии на этом этапе "Янтарного кольца". На этот раз, однако, он выиграл далеко не с таким гигантским преимуществом, как обычно: оба раза серьезную конкуренцию ему составлял Альбертас Пундис. А вот результатам в формуле "Восток" любители автоспорта со стажем наверняка порадуются: второе место, набрав столько же очков, сколько и победивший Андрис Грикис, занял Иварс Круминьш! Семидесятидвухлетний ветеран, который в восьмидесятые годы был одним из быстрейших гонщиков в формуле "Восток" и входил в сборную Кубка дружбы социалистических стран, подготовил для соревнований красную "Эстонию-20" под своим традиционным номером 75. Это первый старт "Эстонии-20" в гонке "Янтарного кольца"; летом к ней присоединится еще как минимум один автомобиль этой модели, который готовит сейчас к гонкам Владас Мицкявичюс из Каунаса.

Полные результаты гонок можно найти на сайтах MyLaps.com и Dzintaraaplis.lv, а подборку фотографий с них – на BalticRace.lv.

Следующий этап "Янтарного кольца" состоится 12 мая в Пярну (он будет включать в себя только заезды "Волг"). Кстати, в календаре сезона произошли некоторые изменения по сравнению с тем, который был опубликован на сайте в январе: в дополнение к ранее объявленным состоятся гонки "Волг" в Бикерниеки 10 августа. Таким образом, Кубок "Янтарное кольцо" в 2013 г. включает в себя целых восемь этапов, из которых четыре пройдут в Риге, два – в Пярну и по одному – в Каунасе и Познани.

13.03.2013 • XXI "Олдтаймер-галерея"

Фотогалерея с выставки – на отдельной странице.

25.02.2013 • Книга "Скорость"

В ближайшее время выйдет из печати книга "Скорость" Дмитрия Дашко и Алексея Рогачева, посвященная истории рекордов скорости и рекордных автомобилей Советского Союза. Это первое издание, полностью и подробно охватывающее данную тематику с довоенного периода (коротко затронуты также дореволюционные годы) до последних дрегстеров конца восьмидесятых, так ни разу и не вышедших на старт. Книга разделена на десять глав в соответствии с периодами истории рекордных заездов, выделенными и обоснованными авторами в ходе исследовательской работы. Каждая глава открывается обобщающим текстом аналитического характера. Основным же содержанием книги являются описания сорока восьми автомобилей, использовавшихся в рекордных заездах, и их достижений: от "Звезды-1" 1946 г. до переделанной "Эстонии-20" 1984 г. (Довоенные и дореволюционные автомобили, а также дрегстеры, разработанные в 1985-1991 гг., отдельных описаний не имеют.) В ходе работы над книгой широко использовались документальные первоисточники и воспоминания непосредственных участников описываемых событий, поэтому многие упомянутые в ней факты будут опубликованы для широкой публики впервые. Это же относится и к иллюстрациям – бóльшая часть помещенных в книге фотографий (всего их более 180) нигде ранее не публиковалась. В конце книги помещено статистическое приложение. С точки зрения полиграфии издание выполнено на высоком уровне: большой (24,5×28 см) формат, высококачественная бумага, твердый переплет.

Ожидается, что книга будет представлена на весенней "Олдтаймер-галерее", которая состоится с 7 по 10 марта включительно в выставочном центре "Крокус-Экспо". Тираж составляет 3000 экземпляров, цена – 1500 рублей.

Подробнее о том, как создавалась книга, можно прочесть в блоге Дмитрия Дашко.

       

       

22.01.2013 • Календарь Кубка "Янтарное кольцо" 2013 г.

Опубликован предварительный календарь Кубка "Янтарное кольцо" 2013 г. По сравнению с прошлым годом количество этапов, их содержание и география заметно изменились, причем в лучшую сторону. Главной хорошей новостью является увеличение числа этапов, в которых будут принимать участие гоночные автомобили, – если раньше единственными такими соревнованиями были сентябрьские гонки в Риге, то теперь "формулы" должны выйти на старт в пяти этапах из семи. Не может не радовать и долгожданное присоединение к прибалтийским соревнованиям Польши – в настоящее время там насчитывается минимум полтора десятка тщательно восстановленных "Промотов" и "Эстоний" восьмидесятых и девяностых годов, на которых регулярно проводятся гонки местного уровня. И если даже их участники не захотят принять участие в гонках в Прибалтике, то уж на старт "домашнего" этапа в Познани без них явно не обойдется. К сожалению, гонки на Нижегородском кольце в календаре нового сезона отсутствуют – судя по всему, эти соревнования в прошедшем сезоне явились лишь эпизодом, а не началом новой традиции. Так что желающим увидеть воочию, как примерно выглядели кольцевые гонки в СССР двадцать пять – тридцать лет назад, придется по-прежнему ехать в Прибалтику. Это, разумеется, дороже и хлопотнее, но стоит того.

Выглядит календарь следующим образом:

ЭтапДатаМесто проведенияГАЗВАЗГон. авт.
104.05Рига, Бикерниеки+++
212.05Пярну, Аудруринг+++
301.06Каунас, Неманское кольцо++
406.07Познань, Тор Познань+++
520.07Рига, Бикерниеки+++
604.08Пярну, Аудруринг++
714.09Рига, Бикерниеки+++

Помимо этих семи гонок, в октябре состоятся соревнования исторической гоночной техники на чешском кольце в Мосте, которые в общий зачет Кубка "Янтарное кольцо" не войдут.

10.01.2013 • Итоги Кубка "Янтарная «Волга»" 2012 г.

В минувшем сезоне Кубок "Янтарная «Волга»" для класса ГАЗ состоялся в шесть этапов: гонки на приз открытия сезона в Бикерниеки 5 мая, соревнования с неудобочитаемым, неудобопроизносимым и (если можно так выразиться) неудобопонимаемым названием "Gorkyclassic" на Нижегородском кольце 26 мая, Кубок Мотормузея в Бикерниеки 7 июля, гонки в Паланге 20 июля, гонки в Пярну 12 августа и "Янтарное кольцо" снова в Бикерниеки 16 сентября. Гонщики на автомобилях ВАЗ обоих классов разыграли свое первенство в четыре этапа: в Нижний Новгород, Палангу и Пярну они не ездили, но стартовали в соревнованиях "Riga Summer Race" в Бикерниеки 18 августа (кстати, подавляющее большинство в этих гонках составляли участники на "Волгах", но эти соревнования для них в общий зачет не шли).

Опубликованные на сайте Латвийской автомобильной федерации итоги сезона для класса ГАЗ не учитывают результаты российских гонщиков, принявших участие в гонках в Нижнем Новгороде и в "Янтарном кольце". В помещенных здесь результатах это исправлено и учтено: если даже Денис Самсонов, Николай Демидов и прочие наши участники и стартовали вне конкурса, это во время соревнований нигде не объявлялось и не учитывалось при подведении их итогов и награждении победителей. Таблицу итоговых результатов сезона в классе ГАЗ можно просмотреть по этой ссылке. Таблица итоговых результатов в обоих классах ВАЗ, опубликованная на сайте LAF, кое-где противоречит итоговым протоколам гонок, поэтому здесь суммы очков также пришлось пересчитывать заново; с результатами можно ознакомиться здесь.

Гоночные автомобили в сезоне 2012 г. стартовали всего один раз – в сентябре в Бикерниеки. Однако в новом году ситуация с "формулами", судя по всему, сильно изменится в лучшую сторону. Следите за публикациями и ждите календаря сезона!

04.12.2012 • В. В. Барковский (1944-2012)

3 декабря скончался Владислав Викторович Барковский – двукратный чемпион СССР по кольцевым гонкам, второй призер Кубка Дружбы социалистических стран 1975 г., мастер спорта международного класса. На сайте присутствует его подробная биография.

А еще Владислав Викторович был просто очень хорошим человеком, во время разговора с которым как-то легко забывалось, что напротив тебя – "двукратный", "международного класса" (и далее по списку). Оставался просто человек, много знающий и много повидавший, интереснейший рассказчик и неутомимый оптимист, с которым можно было незаметно проговорить за стаканом чая на кухне до ночи и которого ты понимал с полуслова. В последние годы Владислав Викторович работал над автобиографической книгой, которую в основном успел закончить, но, к сожалению, не успел издать...

26.09.2012 • "Янтарное кольцо – 2012"

Очерк о соревнованиях, результаты и фотогалерея – на отдельной странице.

23.08.2012 • "Янтарная «Волга» – 2012" – расписание

Опубликовано расписание соревнований "Янтарная «Волга» – 2012", которые состоятся 15-16 сентября на трассе Бикерниеки. Как и следовало ожидать, разделение гонок исторических автомобилей и этапа прибалтийских чемпионатов (он пройдет в Пярну вместо Риги) сделало график намного менее напряженным по сравнению с аналогичными соревнованиями в предыдущие два года. Расписание выглядит следующим образом:

15 сентября, суббота
10.00-14.00 – регистрация участников
10.30-15.00 – техническая комиссия
14.00-15.00 – медицинская комиссия
15.00-15.20 – тренировки гоночных автомобилей
15.30-15.50 – тренировки автомобилей ВАЗ
16.00-16.20 – тренировки автомобилей ГАЗ
16.30-16.50 – квалификационные заезды гоночных автомобилей
17.00-17.20 – квалификационные заезды автомобилей ВАЗ
17.30-17.50 – квалификационные заезды автомобилей ГАЗ
18.00-20.00 – постановка автомобилей в закрытый парк

16 сентября, воскресенье
08.00-09.00 – вывод автомобилей из закрытого парка
08.00-09.00 – медицинская комиссия
09.20-09.35 – тренировки гоночных автомобилей
09.45-10.00 – тренировки автомобилей ВАЗ
10.10-10.25 – тренировки автомобилей ГАЗ
10.40-11.00 – собрание участников
11.00-11.20 – церемония открытия
11.40-12.20 – первый заезд гоночных автомобилей
12.30-13.10 – первый заезд автомобилей ВАЗ
13.20-14.00 – первый заезд автомобилей ГАЗ
14.00-15.00 – показательные заезды мотоциклов
15.00-15.40 – второй заезд гоночных автомобилей
15.50-16.30 – второй заезд автомобилей ВАЗ
16.40-17.20 – второй заезд автомобилей ГАЗ
18.00 – церемония награждения, закрытие соревнований

15.08.2012 • "Янтарная «Волга» – 2012"

Ровно через месяц, 15-16 сентября, на рижской трассе Бикерниеки пройдут уже ставшие традиционными исторические гонки "Янтарная «Волга»". На этот раз они не будут совмещены с этапами чемпионатов Прибалтики и Латвии, которые пройдут в те же сроки на обновленной трассе в Пярну. В связи с этим некоторое время судьба оставшихся в Риге исторических гонок была под вопросом: неясно было, кто возьмет на себя их организацию. Сейчас, однако, все вопросы решены, и можно смело утверждать, что "Янтарная «Волга» – 2012" состоится. Теперь оба дня будут целиком отданы только исторической гоночной технике – это даст возможность сделать график соревнований намного менее напряженным и избежать проведения последних заездов в восемь-девять часов вечера, как это часто бывало ранее. К сожалению, до сих пор точно не известен состав и география участников. Основу, разумеется, составят гонщики из Прибалтики, достаточно представительная делегация ожидается из Германии. По неподтвержденной информации, возможно участие польских, украинских и белорусских гонщиков. Такая же неопределенность остается и с автомобилями. Достоверно известно лишь об одной новинке, которую следует ожидать в Риге: известный латвийский гонщик Индулис Рукутс выйдет на старт за рулем автомобиля собственной конструкции (условно называемого "Рукутс-3"), построенного им еще в 1992-1993 гг. и в то время очень мало участвовавшего в гонках. Об остальных новинках, по-видимому, мы сможем узнать только через месяц, когда они выйдут на старт.

19.06.2012 • Исторические гонки на Нижегородском кольце

26 мая на трассе Нижегородское кольцо прошел этап прибалтийского исторического Кубка "Янтарная «Волга»" – второй в нынешнем сезоне и первый за три года существования этой серии, состоявшийся в России. На нижегородских соревнованиях побывал специальный корреспондент сайта "Автоспорт в СССР" Павел Лифинцев. Его очерк о соревнованиях, результаты и фотогалерея – на отдельной странице.

21.01.2012 • Б. М. Динерштейн (1921-2012)

Вчера, 20 января, скончался Борис Моисеевич Динерштейн – чемпион СССР 1959 г. по кольцевым гонкам, последний из поколения "гонщиков-самодельщиков" пятидесятых годов. Оборвалась еще одна нить, связывавшая нас со славным прошлым советского автомобильного спорта. На сайте присутствует подробная биография Бориса Моисеевича.

20.12.2011 • Распределение медалей чемпионатов СССР по командам республик и городов

Данная таблица пока помещается в новостной раздел; в дальнейшем на сайте может быть создан отдельный раздел для разнообразных статистических сводок – в этом случае она будет перенесена туда. В таблице не учитываются гонки, входившие в состав чемпионатов СССР, но в которых по каким-либо причинам не разыгрывалось звание чемпиона и медали (такие случаи имели место в 1955, 1959, 1982-1986 гг.). Для чемпионатов 1950-1959 гг., в которых на спортивных и стандартных автомобилях выступали экипажи в составе водителя и механика, две медали каждого экипажа считаются за одну.

Республика (город)Всего медалейЗСБ
Линейные гонки (1950-1954)
Москва20776
РСФСР10334
Кольцевые гонки (1955-1991)
Москва183625566
РСФСР136534637
Эстонская ССР102423030
Ленинград75242922
Латвийская ССР59172319
Украинская ССР41141413
Литовская ССР44121616
Грузинская ССР2941015
Белорусская ССР13247
Узбекская ССР11  
Азербайджанская ССР11  
Молдавская ССР2 11
Армянская ССР1  1

13.10.2011 • А. А. Григорьев (1945-2011)

10 октября скончался Алексей Александрович Григорьев – один из лучших советских гонщиков восьмидесятых, мастер спорта международного класса. Выступая на серийных автомобилях группы A2, он дважды (1983 и 1986) становился чемпионом СССР и два раза (1983 и 1988) выигрывал Кубок Дружбы социалистических стран по кольцевым гонкам.

20.09.2011 • "Янтарная «Волга» – 2011"

17-18 сентября в Риге прошли вторые в современной истории трассы Бикерниеки соревнования "Янтарная «Волга»". По сравнению с прошлым годом количество участников и разнообразие представленной техники сильно возросло. Правда, снова не приехали в Ригу польские гонщики – в те же дни проводились исторические гонки на местной трассе в Познани, – но зато немецкая делегация оказалась вполне представительной. Спустя двадцать один год вновь вышла на старт в Бикерниеки одна из знаменитых "формул" SRG-MT77 под управлением бывшего постоянного члена сборной ГДР Хайнца Зигерта. Зигерт, кстати, и стал единственным конкурентом бессменного лидера в классе 1600 см³ (формула "Мондиаль") – эстонца Яака Кууля. В общем зачете Зигерт и Кууль набрали поровну очков, и эстонский гонщик был объявлен победителем лишь по "правилу последнего заезда". В основном гоночные автомобили, как обычно, были представлены "Эстониями" моделей "21.10" и "21М". На "Эстониях-25" стартовали Хартмут Хайдикке (ставший лучшим среди трех участников на автомобилях формулы "Восток") и Агрис Станевич. Снова была заявлена "Эстония-МАДИ-03", но на этот раз вместо Эдгарда Линдгрена за ее рулем находился директор Бикерниекской комплексной спортивной базы Марис Озолиньш. В показательных заездах приняли участие три автомобиля "Эстония-15М", которыми управляли Иварс Вибе, Андрис Шталс и Арнис Томас.

Наибольшее количество участников собралось в классе стандартных автомобилей, и заезды для автомобилей ВАЗ и ГАЗ впервые проводились раздельно. Среди девятнадцати "Волг" большое внимание привлекал автомобиль под номером 40, на котором выступал четырехкратный вице-чемпион СССР Валдис Белмерс. Именно ему на этот раз выпала роль главной "звезды" соревнований, подкрепленная к тому же отличным пятым местом в общем зачете. Не слишком удачно выступил другой известный гонщик советского периода – Александр Сорокин: ему досталось лишь четырнадцатое место. За победу же в обоих заездах шла бескомпромиссная борьба между лидером нынешнего сезона Антоном Долгополовым, прошлогодним победителем Андреем Паупером и Янисом Матуленсом. Долгополов и Паупер в итоге набрали равное количество очков, и, как и в случае с Куулем и Зигертом, победитель был определен по результатам второго заезда. Им стал Долгополов, он же стал и победителем сезона по результатам трех этапов. Единственный российский участник соревнований – московский гонщик Александр Стоян – очков не набрал. На фоне "двадцать четвертых" "Волг" выделялся ГАЗ-21 Норберта Манчинскиса. Правда, уровень его подготовки нисколько не напоминал те "Волги", которые участвовали в советских гонках в шестидесятые годы: больше всего эта "Волга" походила на некий хот-род или автомобиль современного "уличного гонщика".

В классах ВАЗ-1300 и ВАЗ-1600 в общей сложности набралось одиннадцать гонщиков. Вне конкурса в гонках принял участие немец Штеффен Гроссманн на "Трабанте-601" – в свое время гонки на этих микролитражках были очень популярны в ГДР, и сейчас в Германии осталось немало владельцев гоночных "Трабантов". Это может показаться удивительным, но со своим 600-кубовым двигателем "Трабант" оба раза финишировал вторым – правда, с учетом многочисленных дисквалификаций других участников.

В целом нынешняя "Янтарная «Волга»" – это безусловный успех и шаг вперед по сравнению с прошлым годом. Остается пожелать, чтобы эта тенденция продолжилась и гонки "Янтарная «Волга» – 2012" стали еще более богатыми на состав и географию участников, разнообразие их автомобилей и острую борьбу на трассе!

Фотографии с гонок можно просмотреть на сайте Balticrace.lv, а их результаты – на Mylaps.com.

23.08.2011 • Состоялись гонки в честь сорокапятилетия комплекса Бикерниеки

Очерк о соревнованиях, результаты и фотогалерея – на отдельной странице.

25.07.2011 • Гонки в честь сорокапятилетия комплекса Бикерниеки

Исторические соревнования на рижской трассе Бикерниеки продолжаются. Вслед за успешным проведением первых современных гонок "Янтарная «Волга»" в сентябре прошлого года последовало создание в Прибалтике гоночного класса, все участники в котором стартуют на автомобилях ГАЗ-24. Первый этап в этом классе состоялся в Бикерниеки весной в рамках гонок кузовного чемпионата Латвии (LTCC). Сейчас на очереди – соревнования в честь сорокапятилетия комплекса Бикерниеки (первые гонки на этой трассе прошли 30-31 июля 1966 г.). Их проведение намечается на 5-6 августа. В программу, помимо гонок очередного этапа LTCC и второго этапа в классе "Волга", а также мотогонок, войдут заезды на автомобилях ВАЗ и гоночных автомобилях. Расписание соревнований выглядит следующим образом:

5 августа, пятница
18.00-19.00 – свободные заезды автомобилей
19.00-21.00 – регистрация участников мотоциклетных гонок
19.15-20.30 – свободные заезды мотоциклов
19.30-21.00 – осмотр технической комиссией мотоциклов

6 августа, суббота
07.00-09.00 – регистрация участников
07.00-09.15 – осмотр технической комиссией мотоциклов
08.00-11.00 – осмотр технической комиссией автомобилей
09.20-09.30 – собрание судей мотоциклетных гонок
09.40-09.55 – собрание участников мотоциклетных гонок
10.00-10.15 – тренировочные заезды мотоциклов класса "Суперсерийный"
10.20-10.35 – тренировочные заезды мотоциклов класса "Супербайк"
10.45-11.05 – квалификационные заезды мотоциклов класса "Суперсерийный"
11.10-11.30 – квалификационные заезды мотоциклов класса "Супербайк"
11.10-11.25 – собрание судей автомобильных гонок
11.30-11.40 – собрание участников автомобильных гонок
11.45-12.10 – тренировочные заезды автомобилей класса "Национальный"
12.10-12.35 – тренировочные заезды автомобилей ВАЗ, ГАЗ
12.35-12.55 – тренировочные заезды гоночных автомобилей
12.55-13.15 – квалификационные заезды автомобилей ВАЗ, ГАЗ
13.15-14.35 – квалификационные заезды гоночных автомобилей
14.50-15.25 – гонка мотоциклов класса "Суперсерийный"
15.25-15.55 – гонка мотоциклов класса "Супербайк"
16.10-16.40 – первая гонка гоночных автомобилей
16.50-17.20 – первая гонка автомобилей класса "Национальный"
17.20-17.50 – первая гонка автомобилей ВАЗ, ГАЗ
17.50-18.20 – вторая гонка гоночных автомобилей
18.50-19.10 – вторая гонка автомобилей класса "Национальный"
19.20-19.50 – вторая гонка автомобилей ВАЗ, ГАЗ
20.30 – награждение победителей, закрытие соревнований, банкет

25.03.2011 • По следам посеребренных выдумок – часть 5

См. на отдельной странице.

18.03.2011 • По следам посеребренных выдумок – часть 4

См. на отдельной странице.

11.03.2011 • По следам посеребренных выдумок – часть 3

См. на отдельной странице.

04.03.2011 • По следам посеребренных выдумок – часть 2

См. на отдельной странице.

25.02.2011 • По следам посеребренных выдумок – часть 1

См. на отдельной странице.

18.02.2011 • По следам посеребренных выдумок – введение

В наши дни хорошо известно, что после окончания Великой Отечественной войны в Советский Союз из Германии были вывезены гоночные и рекордные автомобили "Ауто-Унион", известные по своим многочисленным победам в довоенных европейских соревнованиях. Однако в то время, более полувека назад, история эта была окутана плотной завесой тайны. Само по себе присутствие "Ауто-Унионов" в СССР не являлось секретной информацией, но в условиях реалий того времени его старались афишировать как можно меньше. Тогда казавшаяся необходимой и само собой разумеющейся, закрытость эта теперь лишь вредит нынешним историкам, пытающимся проследить послевоенную судьбу "серебряных стрел". Имеющаяся картина до сих пор изобилует "белыми пятнами" и потому оставляет место для самых разных спекулятивных теорий и измышлений. К числу наихудших из них относится деятельность писателя и журналиста Николая Александрова, венцом которой (пока) является вышедшая в 2004 г. в Германии книга "Dem Silber auf der Spur" ("По следам серебра") [1]. Удачно подделывающаяся под тщательно выполненное историческое исследование, она на самом деле содержит в основном ничем не подкрепленные измышления, дутые сенсации, надуманные разоблачения, а вкупе со всем этим – тщательно взлелеянную ненависть ко всему советскому и откровенное желание очернить отечественную автоспортивную (и не только) историю. Поскольку книга вышла в Германии на немецком языке, она, очевидно, рассчитана на западноевропейскую аудиторию, которая до сих пор обожает "страшилки" про Сталина и КГБ и совершенно не имеет представления о советском автомобильном спорте послевоенного времени. Естественно, на такой благодатной почве чрезвычайно легко снискать дешевую популярность – этого, видимо, Александров и добивался. Еще раньше – в 2002 г. – в немецком журнале "Oldtimer-Markt" им был опубликован материал [2], в котором излагались основные положения выдуманной им "теории заговора". Целью данной критической статьи, которая размещена на сайте в пяти частях, является подробное рассмотрение и аргументированное опровержение этой "теории". В основу публикации положены исследования, выполненные в 2009-2010 гг. историком автоспорта Павлом Лифинцевым; также неоценимую помощь автору оказали Дмитрий Дашко и Николай Марков, предоставившие ценнейшую информацию и фотографии из своих личных архивов, а также Анна Рогачева – своим великолепным знанием немецкого языка. Без их содействия данная публикация вряд ли могла быть создана.

1 Alexandrow, N. Dem Silber auf der Spur. – Stuttgart: Motorbuch Verlag, 2004. – 206 S.
2 Alexandrow, N. Beute-Boliden. Das Schicksal der Auto-Union-Silberpfeile in der Sowjetunion // Oldtimer-Markt, 2002, № 10, S. 8-15.

21.01.2011 • В. А. Щавелев (1928-2011)

14 января скончался Виктор Алексеевич Щавелев – четырехкратный чемпион СССР по автомобильному спорту, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР. На сайте присутствует подробная биография Виктора Алексеевича.

11.11.2010 • "Погоня за скоростью"

Критический очерк о фильме – на отдельной странице.

03.10.2010 • "Янтарная «Волга» – 2010" состоялась!

Очерк о соревнованиях, результаты и фотогалерея – на отдельной странице.