"Когда под торжественный марш выхлопных труб по трассе Бикерниеки проносится сгусток стали и лошадиных сил, – это опять начались Большие Гонки" – такой поэтической фразой сопровождается фотография заезда "Волг" начала семидесятых в старом справочнике Л. М. Шугурова "Автомобильный спорт в СССР". С тех пор и "Волги", и рижская трасса изменились не так уж сильно, так что, когда берешься описывать нынешние соревнования "Янтарное кольцо – 2012", эта фраза приходит на ум первым делом. Во всяком случае, вид двух десятков "Волг", врывающихся в "бутылочное горлышко" первого поворота, вряд ли оставил равнодушным кого-либо из присутствовавших: кого-то одолевали поэтические мысли, кто-то спешно щелкал фотоаппаратом, кто-то тянулся запить столь впечатляющее зрелище очередным глотком пива, а кто-то просто махал руками и кричал от избытка чувств. И хотя на заезды "Волг" приходилась только треть от программы соревнований, "главным блюдом", без сомнения, являлись именно они. На "Янтарное кольцо" были заявлены двадцать две "Волги" – вдвое больше, чем два года назад, на первых исторических соревнованиях в Бикерниеки. До масштабов советского времени, когда приезд на гонки пяти-шести десятков "волгарей" был нередким явлением, конечно, еще далеко, но, с другой стороны, на старт всегда допускалось не больше двадцати шести участников – в соответствии с установленной предельной вместимостью трассы. Так что по части заездов "Волг" нынешнее "Янтарное кольцо" уступало соревнованиям прошлого лишь немного.
Но обо всем по порядку. Прежде всего: почему "Янтарное кольцо", ведь анонсировались эти гонки, уже успевшие стать традиционными, как "Янтарная «Волга»"? К сожалению, здесь в дело вступили коммерческие интересы: название "Dzintara Volga" ныне зарегистрировано как торговая марка Марисом Озолиньшем и возглавляемой им одноименной организацией, и на использование его для нынешних гонок он согласия не дал. Организатору – им после "развода" исторических гонок и чемпионата Латвии стала CSDD (Ceļu satiksmes drošības direkcija – Дирекция безопасности дорожного движения, в ведении которой находятся ныне и комплекс Бикерниеки, и Мотормузей) – пришлось удовлетвориться названием "Янтарное кольцо" ("Dzintara aplis"). Это не худший вариант – так назывались проводившиеся в 1992-1995 гг. в Бикерниеки гонки – "наследники" прежней "Янтарной «Волги»", – и, по сути говоря, сами гонки от смены названия ровным счетом ничего не потеряли.
Еще вопрос: что стоит за несколько странным заголовком этой статьи? Чтобы дать на него ответ, вспомним прошлогоднюю "Янтарную «Волгу»". Там мы могли увидеть, например, SRG-MT77 и "Трабант" немецкой команды или показательные заезды трех "Эстоний-15М". Короче говоря, те гонки стали качественным шагом вперед по сравнению с предыдущими. Логично было бы ожидать, что в нынешнем году прогресс продолжится: приедут в Ригу польские гонщики со своими "Промотами" и "Эстониями", подтянутся нижегородцы на "Волгах", уже показавшие свой класс нынешней весной, соберутся многочисленные владельцы "формул" из Прибалтики, прибудет еще более представительная делегация от HAIGO... Говорили, что на гонки должен был приехать даже один участник из Узбекистана на "Эстонии-20"! В общем, ожидался немалый парад новинок. В действительности же все оказалось намного скромнее.
Представление участников начнем с гоночных автомобилей. Они, как обычно, делились на два класса: 1300 и 1600 см³ – аналоги прежних формул "Восток" и "Мондиаль" соответственно. Среди привычных глазу "Эстоний" выделялся ярко-красный автомобиль Индулиса Рукутса – его третья собственная конструкция, созданная в 1991-1992 гг. и участвовавшая в гонках очень недолго. Затем добрый десяток лет автомобиль стоял без дела у Рукутса в гараже и лишь теперь, после полной переборки и ремонта, вновь вышел на старт. Другой новинкой стал прибывший из Каунаса "Van Diemen-94RF", на котором должен был стартовать Сергей Мироненко, неоднократный чемпион Литовской ССР и Литвы. Мироненко восемь лет не садился за руль гоночного автомобиля, но с радостью откликнулся на приглашение владельца "Ван Димена" Владаса Мицкявичюса вернуться в гонки. Единственным, что могло подпортить ему настроение, было вынужденное участие в них вне конкурса: двигатель "Фольксваген" имел рабочий объем 1,8 л, а заменить его на другой, в пределах установленных лимитов, не было возможности. Мицкявичюс, кстати, мог привезти в Ригу еще два автомобиля: "Эстонию-20" формулы 3 и "Эстонию-21.10" с новым кузовом собственного изготовления и таким же 1,8-литровым двигателем, на которой он сам собирался участвовать в гонках. Увы, его подвел партнер, обещавший, но не предоставивший транспорт для перевозки всех трех автомобилей. С большим трудом в последний момент удалось найти микроавтобус и прицеп-транспортер только для одной машины Мироненко. Гоночная лицензия Мицкявичюса, специально оформленная им для рижских соревнований, так и осталась невостребованной.
Автомобиль Индулиса Рукутса (условное название "Рукутс-3"). | "Van Diemen-94RF" Сергея Мироненко. |
"Эстония-25" на этот раз была только одна – ярко-зеленый автомобиль Мариса Озолиньша: неурядицы с организаторами по поводу названия не помешали ему принять участие в гонках. "Эстония-МАДИ-03" из Мотормузея стартовала под управлением Андриса Грикиса с полуторалитровым двигателем ВАЗ-2107 и была заявлена в классе 1600 см³. Все остальные автомобили были "двадцать первыми" "Эстониями" обеих модификаций. Бесспорным фаворитом, как всегда, был эстонец Яак Кууль, постоянный участник немецкого исторического чемпионата HAIGO. Литовец Альбертас Пундис, начавший гоночную карьеру еще в конце семидесятых, приехал в Ригу с белой машиной, на которой выступал и в прошлом году. Таави Кроон из Таллинна выступал на бывшем автомобиле Аво Соотса, отличавшемся горизонтальным расположением радиаторов. Эта "Эстония" принадлежит EMSA – некоммерческой организации, занимающейся сохранением эстонской авто- и мотоспортивной истории, – но ее руководство справедливо считает, что гоночный автомобиль должен участвовать в гонках, а не стоять в музее, и с прошлого сезона передало ее Кроону для регулярного участия в соревнованиях. "Эстонию-21М", на которой в 1987-1988 гг. выступал Андрис Шталс, подготовил рижанин Дмитрий Порохов. Заявились еще двое представителей Латвии: Ингус Зирнитис и Жан Рибакс.
Традиционная немецкая делегация была на этот раз представлена лишь хорошо знакомыми нам по прошлым двум сезонам Хартмутом Хайдикке и Рейнхардом Ценглером. Ценглер появился в Риге со своим новым приобретением – великолепно отреставрированным автомобилем Аво Соотса. (Соотс выступал на нем в 1989-1990 гг., а на том, который сейчас принадлежит EMSA, – ранее, в 1987-1988 гг.). Ценглер привез и другой свой автомобиль – красно-белую "Эстонию-21.10" под номером 71, за рулем которой мы видели его в Риге раньше. У этой машины был неисправен двигатель, и привез ее Ценглер не столько для участия в гонках, сколько для консультации с коллегами. Хартмут Хайдикке тоже заявился на гонки не на своей обычной желтой "Эстонии-25", а на красной "Эстонии-21М", раньше принадлежавшей Кестутису Станиславичюсу из Каунасского политехнического института и восстановленной Хайдикке до идеального состояния. Обе немецкие "Эстонии" были подготовлены по формуле "Восток". Поляки, которых уже давно ожидают в Риге и которые могли бы хорошо разнообразить стартовое поле, не приехали и на этот раз.
Автомобили Рейнхарда Ценглера: новый, на котором он участвовал в гонках... |
...и старый, который на старт так и не вышел. |
"Эстония-21М" Хартмута Хайдикке. |
Теперь о классе "Волг", в котором всеобщее внимание было приковано к единственному российскому участнику соревнований. Это был не представитель Нижнего Новгорода, как логично было бы ожидать, а Денис Самсонов из Ачинска Красноярского края – тот самый, который сотворил сенсацию в мае на Нижегородском кольце, заняв второе место. Для того, чтобы попасть на те гонки, ему пришлось проделать путь в три с половиной тысячи километров, а на этот раз – еще больше. На крышке багажника его "Волги" красовалась схема этого маршрута с указанием пройденного расстояния – 5120 км. Несколько хвастливо, конечно, но кто посмеет Самсонова в этом упрекнуть? Уже один такой путь по нашим дорогам с их уродливыми реалиями можно назвать своего рода подвигом, а ведь Денис, как мы увидим, приехал в Ригу не просто "отметиться", а ради вполне реальной борьбы с лидерами!
Все остальные "волгари" были в основном уже хорошо знакомы тем, кто следит за гонками "Янтарной «Волги»", и являлись представителями Латвии, кроме одного. Марис Озолиньш, как известно, помимо зеленой "Эстонии-25.20", владеет еще и такой же зеленой "Волгой". Выступая на этот раз в классе гоночных автомобилей, он одолжил ее немецкому гонщику Даниэлю Мильде. В классе ВАЗ также не было особых сюрпризов, за исключением двух участников. Юрис Дамбис, сын трехкратного чемпиона СССР Арнольда Дамбиса, сам весьма известный гонщик восьмидесятых, спустя двадцать лет вернулся в гонки за рулем красного ВАЗ-2106 под своим традиционным номером 10. Этот автомобиль был найден где-то на окраине Риги в состоянии, близком к металлолому, и гоночного прошлого не имел, но при взгляде на него в боксах Бикерниеки казалось, что это и есть та самая красная "шестерка", которая выиграла когда-то не одну гонку в 1600-кубовом классе. Другой примечательный автомобиль являл собой прямо противоположный подход к истории: не "реконструкторский", а "импровизаторский". Речь идет о ВАЗ-2102 литовца Томаса Пумпутиса. Универсалы в СССР никогда не участвовали в гонках, но раз уж в конце семидесятых ижевские гонщики выходили на "кольцо" на "комби" Иж-2125, почему бы теперь не попробовать в деле и полноценный универсал, который отличается от остальных автомобилей в своем классе только формой кузова?
Выводы из подробного рассмотрения состава участников получаются не самые утешительные. Да, классы ВАЗ и ГАЗ развиваются весьма динамично, но это легко объяснимо: найти и подготовить для гонок старую "Волгу" все же проще, чем гоночную "Эстонию". При этом классы усовершенствованных стандартных автомобилей могут "взять свое" лишь количеством – ведь, как ни крути, все "Волги" или "Жигули" одинаковы, в какие яркие цвета их ни крась, а уровень изменений, вносимых в их "внутренности", жестко регламентирован техническими требованиями. Отдельные примечательные автомобили здесь неизменно вступают в конфликт либо с исторической правдой (например, ГАЗ-31029 Артиса Янковскиса), либо с техническими требованиями (ГАЗ-21 Норберта Манчинскиса). Так что основным показателем развития исторических гонок в Прибалтике являются участвующие в них гоночные автомобили. Говоря о них, можно только порадоваться появлению новых участников и новых автомобилей, но, как правило, это все "Эстонии-21.10" и "21М" разного уровня подготовки и качества реставрации; ярких новинок здесь очень мало. В то же время тихо и незаметно пропали из поля зрения многие из тех, кого мы видели в Риге в предыдущих двух сезонах; в итоге количество и состав участников держатся на одном – весьма и весьма невысоком – уровне.
Зато произошли некоторые перемены к лучшему в состоянии трассы. Перед главными воротами комплекса на улице Сергея Эйзенштейна появилось новое сверкающее стеклянными стенами здание – дирекция и пресс-центр Бикерниеки. (Сейчас, во время ремонта в Мотормузее, оно служит и выставочным залом для его экспонатов, имеющих отношение к спорту.) Над стартовой прямой установили решетчатую ферму с новым современным блоком стартовых светофоров. Наконец-то провели первый за почти полвека ремонт здания для судей и хронометристов: теперь оно уже не выглядит, как раньше, чем-то вроде обветшавшего сарая. В боксах был установлен большой экран системы хронометража "MyLaps", показывавший результаты в режиме реального времени. В районе старта появилась зона бесплатного Wi-Fi (еще одна зона якобы находилась в районе поворота "Элконис", но, кроме соответствующего рекламного плаката, следов Wi-Fi там обнаружено не было). Короче говоря, Бикерниеки обновляется, и это не может не радовать.
Обновленное судейское здание – вид со стартового поля. |
Обновленное судейское здание – вид с картодрома. |
Новые стартовые светофоры. |
В субботу утром на трассе царило безмятежное спокойствие. Несколько "Волг" неподвижно стояли в боксах, блестела ярко-красными боками "формула" Рукутса под навесом для технического осмотра автомобилей, по-хозяйски основательно расположились вдоль задней прямой картодрома палатки и фургоны немцев... На трибунах не было видно ни одного человека. Даже не верилось, что на следующий день здесь должны состояться главные соревнования сезона. Но час за часом обстановка оживлялась – участники прибывали, свободного места становилось все меньше и меньше, а к пункту технического осмотра выстроилась порядочная очередь. К счастью, процедура в основном занимала немного времени – в большинстве своем участники и их автомобили были хорошо знакомы судьям по прежним соревнованиям. Новичкам приходилось труднее – хотя обстановка была самой что ни на есть доброжелательной и неформальной, осмотр автомобилей и гоночной экипировки и проверка необходимых документов проводились по всем правилам. А уж когда очередь дошла до "Волги" Самсонова, вокруг нее собралась небольшая толпа, норовившая заглянуть то в багажник, то под капот, то в салон. Не меньше интереса вызвали и новые "Эстонии" Хайдикке и Ценглера – бывший главный конструктор ТОАРЗа Александр Садовский, отвечавший за технический осмотр гоночных автомобилей, отозвался о них в высшей степени похвально.
Техническую комиссию участники прошли "без потерь", а время между тем подошло к трем часам – началу свободных тренировок. Тут же, как по волшебству, ярко-голубое чистое небо затянули сплошные серые облака, из которых начали падать отдельные капли, а за пару минут до появления на трассе первых автомобилей полило как из ведра. Как назло, сначала на трассу должны были выйти "формулы", и сидевшим в открытых кокпитах гонщикам явно приходилось несладко. Когда же дело дошло до заездов стандартных автомобилей, дождь поутих, а потом и совсем перестал. К счастью, обошлось без сколько-нибудь значительных аварий на мокрой трассе, хотя пару-тройку эффектных вылетов – с разворотами, визгом шин и расшвыриванием комьев дерна по асфальту – наблюдать пришлось.
Субботние тренировки проходили под проливным дождем, и удержаться на залитой потоками воды трассе удавалось не всем. |
После перерыва начались официальные квалификационные заезды, особых неожиданностей в целом не принесшие. Среди участников на "формулах" лучшим, естественно, был Кууль, прошедший круг за 1 мин 36,693 с – на шесть с лишним секунд быстрее, чем ставший вторым Рукутс. С солидным преимуществом выиграл квалификацию в классе ВАЗ Петерис Лайпниекс. В классе ГАЗ быстрейшей опять-таки вполне ожидаемо стала оранжевая машина Антона Долгополова, а вот вторым, проиграв ему 2,140 с, оказался Самсонов. С одной стороны, после успеха Дениса на Нижегородском кольце вполне можно было надеяться на отличный результат; но с другой, с ходу завоевать второе место на мокром асфальте незнакомой трассы в поединке с местными гонщиками, изучившими ее до последнего сантиметра, согласитесь, не так-то просто.
После окончания квалификации небольшая драма развернулась вокруг старого автомобиля Рейнхарда Ценглера. Собранный "консилиум" пришел к выводу, что отремонтировать двигатель в полевых условиях не удастся, но зато нашелся запасной двигатель, который вечером общими усилиями установили взамен неисправного. Автомобиль теперь был вполне способен стартовать в гонке – разумеется, с последнего ряда, так как он не участвовал в квалификации, – но ехать на нем оказалось некому. Тут-то и могла пригодиться гоночная лицензия Владаса Мицкявичюса... но, увы, она осталась лежать у него дома в Каунасе – Владас после краха своих транспортных планов и подумать не мог, что она может ему понадобиться в Риге.
На следующее утро ничто, кроме отдельных луж в зоне боксов, не говорило о вчерашнем проливном дожде, и можно было надеяться, что гонки пройдут на сухой трассе. Церемония открытия, помимо традиционного парада участников, речей и латышских народных танцев преподнесла приятный сюрприз в виде белого ЗИЛ-112С из Мотормузея, возглавившего парад антикварных автомобилей. После пары кругов по трассе "Волги" и прочие расположились рядом со старовой прямой, а вот ЗИЛ, к сожалению, при выезде с трассы свернул куда-то в направлении главных ворот, и больше в тот день его уже видно не было.
Первый заезд гоночных автомобилей закончился вполне ожидаемой победой Кууля. Последним, что опять-таки было понятно, стал Зирнитис (не считая сошедших Порохова, Рибакса и Хайдикке). А вот что было неожиданно, так это второе место и лучший круг в гонке Мироненко, который стартовал из последнего ряда (как не показавший результата в квалификации). Конечно, лишние 0,2 л рабочего объема давали ему некоторое преимущество, но не настолько большое, чтобы только им объяснить отличный результат: слишком уж велика разница между отлично подготовленной "Эстонией" Кууля и еще не до конца восстановленным старым "Ван Дименом". По-видимому, если Мироненко решит вернуться в гонки всерьез и надолго, лидерам придется несколько потесниться...
Заезд "Жигулей" окончился победой Лайпниекса. Следующие два места также достались представителям класса 1600 см³ (из них лишь Гинтс Бремзе пытался составить Лайпниексу хоть какую-то конкуренцию), а лучшим в классе 1300 см³ стал Рональд Сенявскис. В целом результаты здесь были куда плотнее, чем в заезде "формул", а борьба на трассе – острее. Лишь один из участников – Эдгарc Трупс – проиграл победителю больше круга. Зеленый ВАЗ-2102 Пумпутиса держался в районе восьмого-девятого места, но до финиша не добрался.
Затем настала очередь самого ожидаемого события – гонки "Волг". Долгополов сразу же медленно, но верно начал уходить вперед (и удержал первое место до самого финиша), в то время как за его спиной разворачивались драматические события. На второе место выбрался Нормунд Добумс, которого по пятам преследовали Самсонов и Андрей Паупер. Последний на шестом круге обошел Самсонова и подобрался к Добумсу вплотную. Круг спустя в повороте "У дуба" Паупер решился на обгон и зашел в поворот с внутренней стороны в узком промежутке между машиной Добумса и краем трассы. Но Добумс, как и в мае в Нижнем Новгороде, решил сыграть в "плохого парня" и решительно перекрыл Пауперу путь. Чтобы избежать неминуемого столкновения, тот резко затормозил, его занесло и развернуло поперек трассы. Недалеко отставший Самсонов, чтобы не врезаться в застывшую посреди дороги "Волгу" Паупера, был вынужден промчаться до поворота "Элконис" по обочине, вздымая за собой фонтаны гравия и облако пыли. Паупер сумел продолжить гонку, но наверстать потерянные секунды было уже невозможно. Самсонов тем временем "сел на хвост" Добумсу, но, памятуя о печальном опыте Паупера, от атак воздержался. На финише их разделило всего 0,3 с, а еще девятнадцать секунд спустя финишную черту пересек Паупер, успешно отбившийся от атак Иварса Янекса. Судьи, однако, решили внести коррективы в состав тройки призеров и добавили к времени Добумса двадцать секунд штрафа – как раз достаточно, чтобы отодвинуть его на четвертое место позади пострадавших от его буйного нрава Самсонова и Паупера.
Во время часового перерыва между первыми и вторыми заездами публику развлекали мотоциклисты. К сожалению, показательных заездов на "Эстониях-15М" не было, хотя с утра одна из них стояла у пресс-центра и, судя по трескучему звуку, донесшемуся некоторое время спустя в район старта, даже заработала и поехала. Отсутствие "чахоток" стало еще одним небольшим разочарованием "Янтарного кольца".
Второй заезд гоночных автомобилей начался с некоторого конфуза: из десяти участников выехать из боксов в отведенный для этого десятиминутный промежуток успели только трое: Рукутс, Грикис и Кроон. Остальные присоединились к ним уже на прогревочном круге и на старте заняли последние ряды. Куулю и Мироненко, впрочем, это не помешало уже к концу первого круга опередить всех остальных и заняться выяснением отношений между собой. Сначала Кууль привычно отрывался все дальше и дальше, но на последних трех кругах Мироненко резко взвинтил темп и стал улучшать время быстрейшего круга, каждый раз отыгрывая у Кууля чуть ли не по секунде. На финише он отстал лишь на 4,570 с. "Вкусно проехал", – выразился по этому поводу сам Мироненко, имея в виду не столько не засчитанное официально итоговое второе место, сколько возможность вновь испытать подзабытое ощущение скорости и мощи.
Гонка класса ВАЗ выдалась практически точной копией первой: победа Лайпниекса, второе место Бремзе, последнее – Трупса, сход Пумпутиса. Немного разнообразия под конец внес разве что оторвавшийся глушитель у ВАЗ-21011 Арманда Балцериса: судьи показали ему черный флаг, но произошло это за круг до финиша, и отмашку клетчатым флагом Балцерис все-таки получил. Фактически он финишировал третьим, но в итоговом протоколе его результат был аннулирован.
Наконец дело дошло до второго заезда "Волг", который должен был ответить на многие вопросы, возникшие после первой гонки. Как поведет себя на этот раз Добумс в поединке с соперниками? На что будет способны Паупер и Самсонов, если Добумс воздержится от "силовых приемов"? Устоит ли перед натиском этих троих Долгополов? Наконец, сможет ли кто-нибудь вмешаться в их борьбу? Погасли красные огни светофоров, двадцать "Волг" сорвались с места и исчезли за деревьями в первом повороте. Через две минуты из поворота "Сейлер" на прямую старт-финиш первым вылетел Долгополов. Пару секунд спустя за ним показалась плотная группа все того же "гремучего" состава: Паупер, Добумс, Самсонов. Вскоре Паупер довольно быстро начал уходить вперед, настигая Долгополова, а Самсонов с Добумсом продолжили сражение за третье место. Всего в секунде-другой позади этой пары держалась вишнево-белая "Волга" Янекса. На три круга Самсонов даже вышел вперед, но затем Добумс восстановил status quo и больше не уступал сопернику. Ну, а победу снова одержал Долгополов, на этот раз добывший ее в поединке с Паупером: тот сумел во второй половине гонки не только догнать его, но и на пару кругов даже захватить лидерство. Под конец заезда Паупер, однако, резко сбавил скорость и пропустил вперед не только Долгополова и Добумса с Самсоновым, но и Иварса Янекса.
После финиша выяснилось, что Самсонов провел второй заезд с постепенно выходившей из строя коробкой передач: на последних кругах из четырех передач осталась лишь одна – высшая. Но даже на ней Самсонов умудрился не отпустить от себя Добумса – кто знает, какую скорость показал бы он на исправной машине... По итогам обоих заездов второе место все равно досталось красноярскому гонщику – иначе как великолепным (и прочими подобными эпитетами) этот результат назвать нельзя. Остается только надеяться, что участие в этапах "Янтарной «Волги»" Дениса Самсонова не останется лишь ярким, но коротким эпизодом и что в следующем году мы увидим его на старте если не всех (далека дорога от Ачинска!), то хотя бы нескольких гонок. Да и не только его, но и многих других – как тех, кого мы уже имели возможность увидеть на старте, так и тех, кого пока только ожидаем (или даже не ожидаем). Каким будет состав участников следующего "Янтарного кольца" и что в нем будет решающим – количество или качество, – мы увидим через год.
|
|
|
|
|
|
|
|
*) с учетом штрафа 20 с. |
|
|
← Новости и статьи