Постоянные посетители сайта "Автоспорт в СССР", конечно, знают о возрожденных в 2010 году соревнованиях "Янтарная «Волга»" (подробный репортаж о них помещен здесь). В свое время одно из центральных событий кольцевого гоночного сезона в СССР, это название и сегодня заставляет чаще биться сердца поклонников автоспорта – но уже как заезды исторических автомобилей на трассе Бикерниеки. Менее чем за пару лет, минувших с момента проведения первой такой гонки, Рига стала регулярным местом встреч ветеранов автоспорта социалистических стран, энтузиастов гонок на "формулах" и "кузовах" прежних лет, да и просто тех, кому небезразлична история некогда огромной и сплоченной страны, в которой они родились и жили.
Популярность возрожденной "Янтарной «Волги»" оказалась настолько высокой, что в прошлом году в латвийском национальном кузовном чемпионате был создан отдельный класс для автомобилей ГАЗ-24 – "Dzintara Volga Kauss". В этом сезоне этап Кубка "Янтарная «Волга»" впервые прошел на российской земле. Случилось это 26 мая на недавно построенной трассе "Нижегородское кольцо" близ Богородска. Причем на этот раз к армаде прибалтийских завсегдатаев гонок на "Волгах" присоединились и пятеро наших соотечественников. Следует признать, их дебют удался: соревнования завершились полным триумфом российских спортсменов!
Правда, еще накануне проведение гонок было под большим вопросом – их вполне могли отменить из-за отсутствия кворума. Причиной тому были приключения гостей, составлявших основную массу участников, по пути на историческую родину их машин. Все началось с того, что обещанные российской стороной автовозы не смогли прибыть в Латвию из-за отсутствия необходимых разрешений. Марису Озолиньшу, директору спортивного комплекса Бикерниеки и главному идеологу "Янтарной «Волги»", пришлось в срочном порядке договариваться с местными перевозчиками. Затем грузовики, а заодно и автобусы с участниками два дня продержали на границе: наши таможенники отказывались пускать их в страну из-за неправильно составленных документов на ввоз. Гоночные машины спешно переоформили под "музейные экспонаты", уловка сработала, и каравану наконец дали зеленый свет. А время шло, и в Нижний Новгород гонщики добрались только в пятницу вечером, буквально за считанные часы до старта. В довершение ко всему выяснилось, что места в гостинице для них будут вовсе не бесплатными, как было обещано, а только со скидкой...
К чему такое вступление? Разумеется, не с целью очернить организаторов, которые на самом деле постарались на славу, чтобы мероприятие удалось (и им, простите за каламбур, это удалось!). Просто многие, рассуждая об успехе наших гонщиков, взявших все призовые места, забывают, какие испытания выпали на долю латышей: нервотрепка на границе, долгая изматывающая дорога без нормального отдыха и питания, минимум времени на тренировки и "вкатывание" в трассу... А ведь уровень подготовки техники у большинства из них выше, даже по признанию наших спортсменов, да и опыт выступлений на "Волгах" больше. Так что, думается, если бы ответный матч Россия-Латвия с тем же составом состоялся в Риге, его результаты выглядели бы иначе.
Особенностью нынешних соревнований было то, что они входили в трехдневную программу Собрания классических автомобилей ГАЗ (по странной современной моде именуемого также "Gorkyclassic" – именно так, в одно слово!), организованного Иваном Падериным и Александром Лекае, авторами нескольких книг по истории автомобилей Горьковского завода. По-моему, от этого партнерства выиграли все. Зрители, пришедшие посмотреть на гонки, смогли полюбоваться еще и на парад превосходно восстановленных раритетов. А бескомпромиссная борьба "волгарей" на трассе добавила остроты мирному слету владельцев олдтаймеров и стала настоящей изюминкой мероприятия.
К сожалению, обещанных показательных заездов реплики ГЛ-1 не случилось, как и гонки "формул", в которой, как предполагалось, стартуют восемь "Эстоний". Не появилась и копия "Москвича", участвовавшего в знаменитом марафоне Лондон-Мехико 1970 года (как и ГЛ-1, ее построили в мастерской Александра Бушуева). Были, правда, два других раллийных "Москвича" – настоящий "боевой" "четыреста двенадцатый" Юрия Лесовского и реплика "2140SL", подготовленного по требованиям группы A2/1. Но они вместе с "полуторками", "Победами" и "Волгами" лишь неспешно продефилировали кружок по автодрому. А как хотелось, чтобы сидящие за рулем пришпорили "лошадей" под капотом и дали жару! Единственная же "Эстония-21М" вообще демонстрировалась "в статике".
Раллийные "Москвичи" в цветах "Автоэкспорта" выглядели грозно, но никак себя не проявили, ограничившись участием в параде вместе с любовно восстановленными ГАЗ-21 и другими раритетами. |
Эта "Эстония-21М" стояла на площадке, куда простым зрителям вход был закрыт, так что увидеть ее смогли немногие. |
К слову, на площадку, где стояли эти и другие классические автомобили, простых зрителей почему-то не пускали. И к экспозиции из нескольких спортивных автомобилей, среди которых была такая экзотика, как "Ferrari-F40" и "Jaguar-XJ220", – тоже. И даже – вот ведь напасть! – перед входом в паддок стоял охранник, решительно разворачивавший всех, не имевших VIP-пропуска. Последнее упущение, впрочем, быстро исправили, открыв гаражный переулок для всех желающих. И правильно сделали – негоже "Янтарной «Волге»" уподобляться современным "элитным" гонкам!
Вообще, как мне кажется, Нижегородскому кольцу еще есть где совершенствоваться в плане удобств для зрителей. Крытые трибуны, большая стоянка и разумная цена на билеты (триста рублей) – все это, конечно, хорошо, но хотелось бы видеть и стационарные туалеты вместо неустойчивых пластиковых кабинок, и обзорные экраны с трансляцией из дальних поворотов в реальном времени, и нормально организованную продажу сувениров и атрибутики (на этот раз масштабными моделями и книгами торговали из багажников автомобилей). Отсутствие боксов и пресс-центра я здесь не имею в виду – знаю, что они предусмотрены в планах развития инфраструктуры трассы. Но, если уж речь зашла об организационных недочетах, упомяну вот о чем. Во-первых, не было четкого расписания заездов. Здесь, конечно, сыграл свою роль поздний приезд прибалтийских участников – изначально квалификация вообще должна была состояться в пятницу, а так ее провели сразу после субботней тренировки. И тем не менее, отсутствие перекроенного графика и вызов пилотов на трассу объявлениями из громкоговорителя удивили. Во-вторых, странно было наблюдать, как после гонки участники по одному бегали к судейской вышке за распечатками результатов – неужели нельзя было раздавать их организованно? Да, "Янтарная «Волга»" – это скорее любительские соревнования, нежели профессиональные. Но такие мелочи изрядно портят общее впечатление, будучи пресловутой ложкой дегтя в бочке меда.
А теперь, собственно, о главном!
Погода в день гонок была нежаркой и пасмурной, хотя дождь так и не пошел – несколько капель, упавших во время церемонии награждения, не в счет. В квалификации места на первом ряду стартовой решетки разыграли между собой записные фавориты – гости из Латвии Андрей Паупер и Антон Долгополов. Не стал неожиданностью и третий результат опытнейшего нижегородца Николая Демидова, отлично знающего домашнюю трассу. А вот кто действительно удивил, так это дебютант кузовного "кольца" Денис Самсонов из города Ачинск Красноярского края, показавший пятое время, вслед за Нормундом Добумсом. Правда, в семи секундах от лидеров, что красноречиво говорит о разнице в уровне подготовки машин...
В первой из двух гонок подобие интриги в борьбе за лидерство сохранялось только в самом начале. Паупер плохо стартовал и откатился на четвертую позицию, но уже на втором круге вернул себе первенство, создал ощутимый отрыв и удержал его до конца заезда, попутно показав лучшее время дня. Демидов, рьяно рванувший со старта, но возглавлявший гонку всего один круг, поддерживать темп Паупера не смог (его быстрейший круг, как и в квалификации, был на две с лишним секунды хуже) и сосредоточился на сдерживании преследователей. А вот за третье место шла красивая схватка между Добумсом и Самсоновым, которую решил в свою пользу последний. Что касается Долгополова, то у него на втором круге застучал двигатель, и он выбыл из борьбы насовсем.
Зато вторая гонка по накалу страстей запомнится надолго. Паупер почти сразу сошел с дистанции из-за поломки коробки передач, и сражение за победу развернулось между Демидовым и Добумсом. Силы соперников были примерно равны, и оторваться от латыша, которого Демидов обошел в самом начале гонки, у кумира местной публики не выходило. В середине заезда Добумс предпринял очередную атаку в связке поворотов после стартовой прямой и, ударив автомобиль Демидова в заднее крыло, развернул его, что вызвало бурю возмущенных возгласов на трибунах. За это судьи "наградили" Добумса тридцатисекундным штрафом, так что Демидову для выигрыша достаточно было финишировать вторым. Но "дядя Коля", как уважительно именуют его болельщики, не захотел довольствоваться победой по очкам! За круг до завершения гонки он догнал обидчика, перетормозил его на прямой и красиво обошел в том же самом месте, где тот выпихнул его с трассы. Более того, за пару поворотов до финиша Добумса обогнал еще и Самсонов, который весь заезд тенью следовал за лидерами и в нужный момент пошел ва-банк, несмотря на падающее давление масла в двигателе.
Победителю устроили овацию и качание на руках – такой атмосферы всеобщего ликования и переполняющей радости не встретишь, пожалуй, ни в одном современном чемпионате. А вот гостям некрасивый маневр их соотечественника вышел боком, бросив тень на всю латвийскую делегацию. По-человечески гостей жаль: они проделали долгий и трудный путь, выложились по полной, а в итоге уехали несолоно хлебавши. Но таковы гонки.
На награждении зрителей ждали два сюрприза. Во-первых, весь пьедестал заняли представители России. Третьим, после Демидова и Самсонова, призером соревнований стал еще один местный участник, Дмитрий Черный. В гонках он стабильно финишировал в первой пятерке, набрал равное с Добумсом количество очков, но по правилу последнего заезда оказался на более высокой строчке в итоговой таблице. Во-вторых, вручать кубки пригласили конструкторов ГАЗ-24 – Владимира Никитича Носакова и Владимира Борисовича Реутова. Слова благодарности от ветеранов ГАЗа, воочию убедившихся, что их творение востребовано в спорте и по сей день, по-настоящему растрогали.
Обидно только, что организаторы сэкономили на призах – врученные победителям убогие пластиковые кубки были достойны разве что какого-нибудь прокатного картодрома средней руки. На этом фоне куда выигрышнее смотрелся специальный приз, присужденный Янису Томсону, который даже с одной ногой показал себя быстрее многих соперников. Это была... металлическая крышка технологического люка из заводского цеха, где когда-то собирали "двадцатьчетверки"!
И все же, несмотря на некоторые досадные накладки, первую выездную сессию "Янтарной «Волги»" можно безо всяких оговорок назвать успешной. Судите сами: популярность у зрителей – огромная, трибуны были заполнены практически полностью. Размах происходящего впечатляет: почти три десятка участников из Латвии, России и Эстонии, на сегодняшний день это рекорд. Зрелищность тоже на высоте, особенно когда сразу после старта вся эта железная масса, рыча форсированными двигателями, визжа шинами и лязгая "подтыкаемыми" передачами, пытается одновременно протиснуться в первый поворот.
Хорошо было бы еще, чтобы уровень подготовки техники был примерно одинаков, а для этого стоит усилить контроль за соблюдением регламента. В этот раз, по мнению некоторых участников, он был довольно поверхностным, что вызвало гуляющие по паддоку слухи (сколько в них правды, судить не берусь) о выходящих за рамки технических требований моторах, подвесках и тормозах. При этом наши участники кивали на гостей, а те – наоборот.
Под конец – одно персональное пожелание. Вот бы взглянуть на лица оформлявших "музейные экспонаты" таможенников, случайно наткнувшихся на репортаж о гонке по телевизору! Впрочем, от этой мечты я готов запросто отказаться – ведь в таком случае следующей "Янтарной «Волги»" на нижегородской земле может и не быть, а мне бы этого совсем не хотелось.
Павел Лифинцев
|
*) с учетом штрафа 30 с. |
|
← Новости и статьи