Главная страница
Сезоны
Гоночные автомобили
Спортивные автомобили
Рекордные автомобили
Стандартные автомобили
Трассы
Гонщики
Новости и статьи
Ссылки
Связь
Терминология
О сайте

О сайте

Надо учиться критически относиться даже к самым священным книгам. Такое отношение – необходимое качество любого исследователя.
Александр Кульчицкий

Читая историю людей, я пытался получить если не способ мышления, то знания. Наверняка где-то в длинных описаниях событий должны быть скрыты законы человечества, эквивалентные Трем Законам Роботехники.
Айзек Азимов

Что аз же многогрешный
На бренных сих листах
Не дописах поспешно
Или переписах,
То, спереди и сзади
Читая во все дни,
Исправи правды ради,
Писанья ж не кляни.
А. К. Толстой

Настоящий сайт является основным ресурсом Рунета по истории автомобильного спорта в СССР. Следует сразу оговориться: здесь собраны сведения лишь по некоторым из многочисленных видов автоспорта, существовавших в Советском Союзе. Прежде всего это, конечно же, кольцевые гонки; далее, линейные гонки – вид автоспорта, весьма популярный в первое послевоенное десятилетие и явившийся своего рода непосредственным предшественником гонок кольцевых; и, наконец, рекордные заезды, которые в пятидесятые и шестидесятые годы стали одной из немногих областей в автомобильном спорте, где советским гонщикам и конструкторам удалось достигнуть успехов, заметных на международном уровне. В будущем возможно также появление на сайте материалов по трековым (ипподромным) гонкам.

Основная цель, поставленная в ходе исследований, – создать по возможности цельную, всеобъемлющую и непротиворечивую картину истории советского автоспорта. Здесь под ней понимается не столько статистика соревнований – "полное собрание результатов", – сколько подробное рассмотрение истории во всех возможных аспектах, выявление общих тенденций и закономерностей на всем ее протяжении и проведение параллелей с аналогичными закономерностями развития мирового автоспорта. Я отдаю себе отчет в том, что поставленная цель, возможно, слишком амбициозна, однако, судя по опыту проделанной работы, она кажется вполне достижимой, пусть даже и не в самом ближайшем будущем.

В процессе изысканий случается, что используемые источники дают явно сомнительную информацию. Нередки и случаи, когда различные источники прямо противоречат друг другу. Учитывая это, я стараюсь придерживаться критического подхода к используемым источникам, то есть по мере возможностей подвергать любую полученную информацию объективному анализу и проверке, при необходимости отбрасывать наименее достоверные данные и логическим путем строить такие теории, которые могли бы примирить и объединить противоречащие друг другу сведения. Однако поступать так представляется возможным далеко не всегда, и, как следствие, данный сайт не претендует на абсолютную надежность и достоверность. Я осознаю, что его страницы могут содержать значительное число ошибок и неточностей, и поэтому буду благодарен за любые аргументированные замечания о таковых.

Начав пятнадцать лет назад поиски информации, я быстро убедился, что автогонки в СССР, хотя и были чрезвычайно популярны у болельщиков, официально находились на "задворках" спорта. Поэтому сведения о них, которые представилось возможным найти в различных источниках, оказались довольно скудными, и столь же скудным было вначале содержание открывшегося в 2003 году сайта. И здесь нельзя не упомянуть неоценимую помощь, которую оказали и оказывают в процессе работы над ним многие люди – как из России и бывших советских республик, так и из других стран. Это и единомышленники – историки автоспорта, и болельщики – обладатели собственных архивов, и журналисты, и музейные работники, и, наконец, непосредственные участники событий – гонщики, механики, руководители команд, конструкторы. Их усилиями сайт пополняется уникальными материалами, закрывающими многие "белые пятна" истории. Подробное перечисление, чем и кому я обязан, заняло бы несколько страниц, поэтому я вынужден ограничиться простым упоминанием об этих людях и выразить свою большую благодарность хотя бы таким способом.

Постепенно, однако, выяснилось, что среди любителей истории отечественного автоспорта есть и те, кто исподтишка паразитирует на данном сайте, но при этом громко называет себя "исследователями". Такие люди переписывают с этого и нескольких других сайтов тексты и выдают их за свои; берут фотографии и помещают их на своих страницах, при этом тщательно обрезая края, где указаны имена авторов или владельцев этих фотографий; не утруждая себя проверкой собранной информации, сваливают все в одну кучу и не замечают, что две соседние строки порой буквально противоречат друг другу; затем во множестве приправляют созданные таким образом опусы ненужными эмоциями, восклицательными знаками и посторонними фактами; а в завершение нагло заявляют, что их бездарные компиляции представляют собой результат большого многолетнего исследовательского и писательского труда. (Возможно, по мерке их интеллектуальных способностей такой труд действительно огромен и тяжек.) Я не стану называть здесь их имена, так как если кто-нибудь из подобного рода паразитов прочтет эти строки, он прекрасно поймет, что речь идет в том числе о нем. А если так, то имеет смысл обратиться к ним напрямую: искренне советую вам так не поступать. Действуя описанным выше образом, вы ставите себя в крайне глупое, смехотворное и небезопасное положение. Во-первых, содержание данного сайта постоянно перерабатывается, пополняется и обновляется, и то, что вы переписываете отсюда и с восторгами преподносите у себя как добытую лично вами с великим тщанием непреложную истину, зачастую вскоре оказывается неверным. Во-вторых, многие материалы помещены здесь с согласия их владельцев, каковое согласие на публикацию их у себя вы наверняка не потрудились получить. В-третьих, любой сколько-нибудь тщательный поиск в Интернете неизбежно расставит все по местам: где истинный источник информации, а где плагиат.

Отдельно обращаюсь к тем, кто и рад бы вести самостоятельные исследования, но не знает, с чего начать, и потому копирует материалы данного сайта – не по злому умыслу, а просто за неимением других источников. В таких случаях советую связываться со мной: для контактов с коллегами – историками автоспорта я открыт всегда и готов помочь материалами из своего архива, информацией и советами. А желающим просто воспользоваться найденными здесь сведениями и поделиться ими советую при этом давать ссылку на сайт: возможно, она поможет тем, кто захочет узнать больше.

Аббревиатура АСК, часто встречающаяся на страницах сайта, означает "автомобиль собственной конструкции". Под этим понятием не обязательно подразумевается автомобиль, собственноручно построенный выступавшим на нем гонщиком. В данном случае АСК означает следующее: "автомобиль, построенный в незаводских (кустарных) условиях и не носивший определенного названия или обозначения". Для немецких конструкций такого рода используется обозначение "Eigenbau" ("собственная конструкция"), для польских – SAM ("samodzielnie zbudowany" – "самостоятельно построенный"). В таблицах результатов гонок и многоэтапных чемпионатов после имени гонщика указывается город; в случаях, когда город неизвестен, указывается союзная республика. В таблицах результатов рекордных заездов используются обозначения: "см" – старт с места, "сх" – старт с хода, "ВР" – всесоюзный рекорд, "МР" – международный рекорд, "НМР" – неофициальный международный рекорд (т. е. превышающий международный, но должным образом не зарегистрированый ФИА).

Алексей Рогачев