Часть экспозиции, посвященная советскому автомобильному спорту, была отмечена броскими плакатами. Подавляющее большинство экспонатов автоспортивной тематики было представлено реставрационной мастерской Евгения Шаманского при участии Автомобильного архивного фонда Владимира Киреева.
"Гвоздем" автоспортивной части экспозиции был спортивный автомобиль "Эстония-8" (известный также как "Тарту-1") конструкции Антса Сейлера, изготовленный в 1963 г. в единственном экземпляре на авторемонтном заводе в Тарту. Нынешней зимой в мастерской Шаманского была проведена его полная реставрация до состояния, в точности соответствующего изначальному. Не хватало только обоих сидений, а также окраски. Последней, впрочем, пренебрегли вполне сознательно: блестящий некрашеный металл кузова смотрелся едва ли не более эффектно, чем "родной" белый цвет.
Другому спортивному автомобилю шестидесятых – стоявшему неподалеку "Киеву" – реставрация еще только предстоит. Это один из трех изготовленных автомобилей этой модели, и, по-видимому, единственный сохранившийся.
Неподалеку расположились еще три уникума – автомобили Эдуарда Лорента: рекордные "Харьков-Л2" и "Харьков-Л3" и гоночный "Харьков-Л4", а также двигатели к ним. Они были приобретены Евгением Шаманским за несколько месяцев до открытия выставки, и за это время удалось закончить только реставрацию дрегстера "Харьков-Л3"; остальные два автомобиля предстали перед посетителями в весьма непрезентабельном состоянии. Восстановленный дрегстер несколько отличается от того, который можно увидеть на позднейших сохранившихся фотографиях этого автомобиля, сделанных в первой половине восьмидесятых: по-видимому, даже после 1984 г., когда состоялись последние официальные рекордные заезды в СССР, отец и сын Лоренты переделывали "Л3" в расчете на будущие старты.
Знаменитый "Харьков-Л2", на счету которого тридцать всесоюзных и международных рекордов скорости, еще только ждет своей очереди засиять так же, как "Л3"; пока же рядом с автомобилем был выставлен его двигатель, приведенный в идеальное состояние, – единственный из двухцилиндровых двигателей конструкции Э. О. Лорента, сохранившийся до нынешнего времени.
В еще более плачевном состоянии пребывает "Харьков-Л4": по существу, от него остались только рама, двигатель "Москвич-412", разрозненные детали подвески и кузовные панели. Причем последние соответствуют модификации "Л4" конца семидесятых – для кольцевых гонок, – в то время как в начале восьмидесятых этот автомобиль был очень серьезно переделан для участия в рекордных заездах. Водяной радиатор, в частности, переместился назад, а вся передняя часть рамы была срезана. Таким образом, при реставрации придется или изготавливать ее заново, или восстанавливать автомобиль в его позднейшей модификации. По-видимому, выбран будет все-таки второй вариант.
Еще одним экспонатом, представшим перед посетителями в виде голого остова, является МАДИ-0313 – автомобиль формулы "Восток" с тросовой подвеской 1980 г. За его дальнейшую судьбу, впрочем, можно не опасаться: к реставрационным работам, которые должны вскоре начаться, удалось привлечь И. В. Ермилина, тридцать с лишним лет ставшего автором идеи тросовой подвески и вместе с С. Б. Гессом-де-Кальве создававшего гоночные автомобили в МАДИ.
В экспозиции было представлено много гоночных автомобилей "Эстония" разных лет выпуска и степени сохранности. Открывала этот ряд единственная сохранившаяся (из тридцати семи изготовленных) "Эстония-3". Этот экземпляр был обнаружен несколько лет назад в Екатеринбурге в плохом состоянии, приобретен местным клубом реставраторов, но так и не был восстановлен. Недавно автомобиль выкупил Евгений Шаманский. На выставке "Эстония-3" предстала, так сказать, в промежуточном состоянии: уже полностью приведено в порядок шасси, занял свое место мотоциклетный оппозитный двигатель, но еще не отреставрированы колеса и по-прежнему полностью отсутствуют кузовные панели.
Рядом с "Эстонией-3" разместился еще один раритет – "Эстония-9" первых выпусков (примерно 1967 г.), один из трех известных сохранившихся автомобилей модели "9"/"9М" (еще по одному находится в Латвии и Эстонии). Рядом разительным контрастом выглядела сверкающая желтыми боками "Эстония-15М", находящаяся не только в ходовом, но и во вполне "боевом" состоянии. Этот автомобиль в 2011-2012 гг. время от времени появлялся на показательных заездах формулы "Молодежная" в рамках исторических гонок на рижской трассе Бикерниеки, а недавно был приобретен Евгением Шаманским в числе других "Эстоний".
В том же ряду стояли еще два автомобиля таллинского производства: "Эстония-18" и "Эстония-19". Обе эти модели в семидесятые годы выпускались серийно, каждой было изготовлено более ста экземпляров, но сохранившиеся до сегодняшнего дня можно пересчитать по пальцам. Белая "Эстония-18", по сути, собрана заново из деталей нескольких автомобилей этой модели рижским энтузиастом сохранения истории автоспорта Дмитрием Пороховым. Самый заметный элемент – белые кузовные панели с номером 10 – когда-то относился к автомобилю известного латвийского гонщика и конструктора Индулиса Рукутса. Рукутс выступал в гонках на серийной "Эстонии-18" очень недолго – всего один сезон 1976 г. Уже в следующем году он установил на шасси своего автомобиля кузов собственного изготовления, а старый много лет без дела пролежал в Бикерниеки, пока не пригодился Порохову. Историю представленной на выставке "Эстонии-19" проследить сложно, за исключением того очевидного факта, что на ней выступал кто-то из представителей Литвы (вероятно, Ромуальдас Немцявичюс). Обеим "Эстониям", несмотря на высокую степень комплектности, предстоит серьезная реставрация.
Ряд "Эстоний" продолжали более поздние модели: "20", "21.10", "25", – уже не столь редкие и активно используемые в исторических гонках в Латвии, Эстонии, Литве, Польше и Германии. Их, а также гоночные автомобили постсоветского периода и карты, рассматривать здесь не будем. Два экспоната, представленные реставрационной мастерской Александра Бушуева: ГЛ-1 и "Москвич-412" для ралли-марафона Лондон-Мехико, – являлись не оригинальными автомобилями, а современными копиями.
На стенде Автомобильного архивного фонда Владимира Киреева была представлена книга "Скорость" Алексея Рогачева и Дмитрия Дашко – первое издание, подробно и полно освещающее историю заездов на установление рекордов скорости в Советском Союзе. Книгу представляли оба автора. Выставку посетил также Юрий Иванович Лесовский – заслуженный мастер спорта, двукратный чемпион СССР и обладатель шести всесоюзных рекордов скорости, – воспоминания которого вошли в одну из глав книги.
← Новости и статьи