Карта трассы Бикерниеки Латвийская ССР

Бикерниеки
Biķernieki


Координаты старта-финиша: геодезические СК-42: 56°57′54,6″ с. ш., 24°13′52,0″ в. д.; прямоугольные Гаусса-Крюгера: 6319558, 5331594
Современный адрес: Biķernieku kompleksā sporta bāze; Sergeja Eizenšteina iela 2, Rīga, LV-1079, Latvija
Официальный сайт: http://www.bksb.lv
Расположение трассы Бикерниеки

"Скоростное кольцо"

"Скоростное кольцо"

"Кольцо мастерства"

"Кольцо мастерства"

Круг по виртуальному
"скоростному кольцу" 1968 г.
для игры "Grand Prix Legends"
(автор – Дмитрий Гавриленко)

Рижская спортивная база Бикерниеки стала первым в Советском Союзе специализированным комплексом сооружений для автомобильного и мотоциклетного спорта. Необходимость ее создания была продиктована отсутствием в Латвийской ССР кольцевой гоночной трассы, за исключением мало подходившего для этих целей дорожного кольца в Межапарке. Инициаторами постройки новой трассы выступили в 1959-1960 гг. мотогонщики Эдуард Киопе и Карлис Ошиньш при поддержке республиканской Федерации мотоспорта. Местом для будущей трассы был выбран лес Бикерниеки в трех километрах к востоку от Риги; при этом выбор места был продиктован доступностью его для зрителей (имелась в виду самоокупаемость комплекса, для которой привлечение зрителей было крайне важно) и отсутствием в лесу порывов бокового ветра, опасных для мотогонщиков. Одновременно в планы было заложено и строительство трассы для автомобильных гонок.

В 1962 г. при поддержке Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Латвийской ССР начались проектные работы (главный инженер проекта – Петерис Дзенис). Для будущего спортивного комплекса был выделен участок леса в 15 га, на котором предполагалось в первую очередь разместить мотоциклетную трассу (т. н. "кольцо мастерства") и картодром, а во вторую – автомобильную трассу ("скоростное кольцо"). Обе трассы при этом должны были иметь общий отрезок старта-финиша. За основу конфигурации трасс были взяты эскизы, выполненные Киопе и Ошиньшем после самостоятельного изучения Бикерниекского леса и скорректированные с целью наилучшего использования особенностей ландшафта и уже имевшихся в лесу просек. При проектировании "скоростного кольца" использовались киносъемки заездов автомобилей и мотоциклов, с помощью которых были рассчитаны отрезки торможения и ускорения на поворотах различного радиуса (за "образец" была взята езда: на мотоцикле – Карлиса Ошиньша, на автомобиле – Арнольда Дамбиса).

Проектирование завершилось в январе 1965 г. В составе Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог республики была образована комиссия по строительству комплекса Бикерниеки (изначально он носил название "Дружба", но довольно скоро оно вышло из употребления). Собственно строительные работы были поручены Четвертому дорожно-строительному району (4 ДСР) в составе министерства. В ходе строительства пришлось преодолевать значительные трудности (полное осушение болота на месте старта-финиша и картодрома, рубка леса и т. п.). Многие работы выполнялись вручную добровольцами, в числе которых были гонщики, члены Центрального автомотоклуба работников автотранспорта, работники Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог, студенты Рижского политехнического института. Уже к осени 1965 г. была начата укладка асфальта на "кольце мастерства", а основные работы, делавшие его пригодным для проведения гонок, завершились в июне следующего года.

Первые соревнования, включавшие в себя как мотоциклетные, так и автомобильные гонки, состоялись в Бикерниеки 30-31 июля 1966 г. Среди мотогонщиков победителями стали: А. Звайгзне (50 см³), Карлис Ошиньш (125 и 350 см³), Эрика Киопе (125 см³, женщины), Интс Йостс (175 см³), Янис Янсонс и Игорь Пога (350 см³ с коляской), Ольгерд Рикс и Георгий Чечулов (750 см³ с коляской). В заезде автомобилей первенствовали Яков Зисман в классе "Волга" и Бруно Эрдманис в классе "Москвич". В том же сезоне 1966 г. в Бикерниеки были перенесены все автомобильные и мотоциклетные соревнования, ранее проводившиеся в Межапарке, в том числе и гонки на призы "Янтарная «Волга»", впоследствии ставшие своеобразной "визитной карточкой" Бикерниеки. Параллельно шло строительство второй очереди – "скоростного кольца", – завершившееся весной 1968 г. Первые гонки на "скоростном кольце" – первый этап чемпионата Прибалтики – прошли 2 июня, их победителями стали: Владимир Глурджидзе (формула 3), Пееп Лаансоо (формула 4), Евгений Павлов (формула 5), Анатолий Ламин (класс IIIА), Гурам Тваури (класс VБ). Во время этих гонок погиб эстонский гонщик Антс Сейлер; последний поворот "скоростного кольца", где произошла авария, был позже назван в память о нем. В том году в Бикерниеки состоялись все главные кольцевые гонки сезона: этап Кубка Дружбы социалистических стран, один из двух этапов чемпионата СССР, чемпионат ДСО "Спартак". С открытием второй очереди трассы все автомобильные гонки за единичными исключениями стали проводиться на "скоростном кольце".

Основные характеристики полностью законченной трассы были следующими. "Кольцо мастерства" имело длину 3580 м при ширине асфальтового покрытия 8 м, двенадцать правых и девять левых поворотов. "Скоростное кольцо" имело длину 3662 м при ширине асфальтового покрытия 10 м, восемь правых и четыре левых поворота. Допускалась также возможность проведения гонок на "большом кольце" длиной 5495 м, включавшем в себя оба варианта трассы, и на "малом кольце" длиной 1700 м. Ширина трассы в 250-метровой стартовой зоне составляла 20 м. Повороты "скоростного кольца" были выполнены профилированными с поперечным уклоном от 1,5 до 14%. Максимальный перепад высот в пределах трассы не превышал 10 м, но многие подъемы и спуски имели большую крутизну – до 16%.

На протяжении 1970-х гг. шло постепенное совершенствование спортивного комплекса. В 1974 г. рядом с прямой старта-финиша было обустроено поле для мотобола, которое затем, в 1976 г., было дополнено треком для спидвея. Также в 1976 г. в нескольких поворотах трассы ("У дуба", "Элконис", "Больница") были установлены трибуны для зрителей; перед трибунами находились бетонные отбойники или земляные валы.

К 1976-1977 гг. рядом с восточным краем Бикерниекского леса, теперь уже вошедшего в городскую черту, завершилось строительство жилого микрорайона Межциемс. Многие вновь построенные дома находились в непосредственной близости от трассы; от их жителей начали поступать жалобы на высокий уровень шума в дни гонок, и существование гоночной трассы оказалось под угрозой. Для ее сохранения были приняты меры, первой из которых стало ограничение уровня шума гоночных автомобилей на уровне 90 дБ. С этой целью все автомобили, стартовавшие в Бикерниеки, должны были оснащаться глушителями, а во время тренировок и гонок проводились постоянные замеры уровня шума; несоблюдение установленного лимита влекло за собой дисквалификацию. Помимо этого, были запрещены тренировки и испытания гоночной техники в свободные дни. В 1981 г. вдоль участка трассы, ближайшего к жилым домам (повороты "У дуба" и "Элконис"), была сооружена шумозащитная стена длиной 180 м. Несмотря на принятые меры, требования закрытия спортивного комплекса продолжались; потребовалось вмешательство руководителей ДОСААФ и республиканского Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог, чтобы окончательно закрыть этот вопрос.

Мощным стимулом для совершенствования трассы стало в 1984 г. возвращение в Бикерниеки этапов Кубка Дружбы социалистических стран. В соответствии с рекомендациями ФИА вдоль трассы были установлены бетонные отбойники, дополненные сетчатыми заборами (эта работа продолжалась вплоть до 1987 г., пока ограждения не были установлены по всей длине круга), расширены и укреплены дерном зоны безопасности в поворотах, установлены электронное табло для отображения позиций участников в гонке и система замера максимальной скорости в конце прямой старт-финиш. По общему признанию, комплекс Бикерниеки являлся в то время лучшим в СССР как по качеству собственно трассы и инфраструктуры, так и по уровню организации соревнований и среди всех кольцевых трасс страны использовался наиболее активно.

В 1987 г. была выполнена перестройка картодрома для приведения его к международным стандартам. В том же году началось возведение новых трибун у поворотов "У дуба" и "Элконис", которые, помимо своей основной функции, должны были также служить шумозащитными экранами, более эффективными, чем существовавшая стена. Сооружение этих трибун завершилось в 1989 г., и в том же году началось строительство трибун аналогичной конструкции у поворотов "Песчаный холм" и "Сейлер". Из них полностью были достроены только три трибуны у поворота "Сейлер", возведение прочих осталось незавершенным. Также остались нереализованными планы строительства нового большого судейского здания, совмещенного с пресс-центром и кабинами комментаторов.

С началом распада системы советского автоспорта рижская трасса стала регулярно принимать международные соревнования, которые самостоятельно организовывали автоспортивные федерации прибалтийских республик ("Таллинн-САБ", Скандинавско-Балтийский Кубок, чемпионаты Прибалтики). Из зарубежных гостей в них принимали участие в основном финские и шведские гонщики. Один из них – Ульф Юханссон на автомобиле "Reynard-873" скандинавской формулы 4 – в 1990 г. установил абсолютный рекорд "скоростного кольца" (для периода по 1991 г. включительно) – 1 мин 20,5 с, что соответствует средней скорости 163,77 км/ч. Еще выше был неофициальный рекорд, показанный в 1989 г. Оттем Ванасельей во время испытаний автомобиля формулы 3 "Ralt-RT31", – 1 мин 19,5 с (165,83 км/ч).

Всего в 1966-1991 гг. трасса Бикерниеки приняла двадцать девять этапов чемпионатов СССР для гоночных автомобилей и тринадцать – для стандартных автомобилей; на ней состоялись семь этапов Кубка Дружбы социалистических стран (1968, 1984-1986, 1988-1990) и пять прочих международных соревнований в 1988-1991 гг.

Строительство трассы, 1965-1966 гг.

Уплотнение насыпи для прямой старт-финиш, 1965 г. Укладка асфальта на прямой старт-финиш, 1965 г. Вид на будущую прямую старт-финиш со стороны первого поворота, 1965 г. Поворот "Элконис", 1966 г. Эдуард Киопе выполняет объезд трассы, 1966 г.

Северный поворот "кольца мастерства", 1965 г. Укладка асфальта на южном отрезке "кольца мастерства", 1965 г. Спуск от северного поворота к озеру Линэзерс, 1965 г. Участок "кольца мастерства" у озера Линэзерс, 1965 г. Место будущего примыкания "кольца мастерства" к "скоростному кольцу", 1965 г.

Виды "кольца мастерства", 1966-1969 гг.

Стартовое поле, 1967-1969 гг. Прямая старт-финиш, 1966 г. Поворот "Элконис", 1966 г. Связка медленных поворотов в северо-западной части "кольца мастерства", 1966 г. Связка медленных поворотов в северо-западной части "кольца мастерства", 1967 г.

Северный поворот "кольца мастерства", 1968-1969 гг. Северный поворот "кольца мастерства", 1967 г. Трасса у озера Линэзерс, 1966 г. Трасса у озера Линэзерс, 1966 г. Левый поворот после озера Линэзерс, 1968-1969 гг.

Виды "скоростного кольца", 1968-1979 гг.

Стартовое поле, 1968 г. Здание для судей и хронометристов, 1972 г. Стартовое поле, 1973 г. Стартовое поле, 1976 г. Обочина прямой старт-финиш, 1973 г.

Прямая старт-финиш, 1973 г. Прямая старт-финиш, 1978 г. Вид на прямую старт-финиш от поворота "У дуба", 1973 г. Вид на прямую старт-финиш от поворота "У дуба", 1978 г. Поворот "У дуба", 1970 г.

Повороты "У дуба" (на заднем плане) и "Элконис", 1969-1970 гг. Поворот "Элконис", 1977-1978 гг. Направо уходит "аварийный" выезд на улицу Бикерниеку Поворот "Элконис", 1980 г. Поворот "Элконис", 1968-1969 гг. На переднем плане – "аварийный" выезд на улицу Бикерниеку Зрительская трибуна в повороте "Элконис", 1976 г.

Поворот "Мост", 1980 г. Вид отрезка "скоростного кольца" за поворотом "Мост" с противоположного берега озера Линэзерс, 1968 г. Поворот "Больница", 1975 г. Поворот "Мотормузей" (тогда безымянный), 1978-1979 гг. Поворот "Мотормузей" (тогда безымянный), 1970 г.

Вход в поворот "Песчаный холм", 1973 г. Поворот "Песчаный холм", 1973 г. Поворот "Песчаный холм", 1975 г. Связка поворотов "Песчаный холм", – "Сейлер", 1968-1969 гг. Выход из поворота Сейлер, 1968 г.

Начало прямой старт-финиш, 1968 г. Вид на прямую старт-финиш с задней прямой картодрома, 1976 г. Задняя прямая картодрома, 1973 г. Боксы, 1978 г. Указатель ограничения скорости в боксах при выезде из туннеля, 1973 г.

Вид на гаражную площадку и въезд в туннель, 1973 г. Гаражная площадка, 1972 г. Гаражная площадка, 1975 г.

Виды "скоростного кольца", 1980-1986 гг.

Здание для судей и хронометристов, 1983 г. Прямая старт-финиш, 1984 г. Прямая старт-финиш, 1985 г. Прямая старт-финиш, 1984 г. Вид на прямую старт-финиш от поворота "У дуба", 1983 г.

Повороты "У дуба" (на заднем плане) и "Элконис", 1984 г. Поворот "Элконис", 1983 г. Участок трассы за поворотом "Элконис", 1982 г. Развилка "скоростного кольца" и "кольца мастерства", 1983 г. Участок трассы за развилкой "скоростного кольца" и "кольца мастерства", 1984 г.

Участок трассы перед поворотом "Мост", 1984 г. Вход в поворот "Мост", 1984 г. Поворот "Мост", 1981 г. Поворот "Мост", 1984 г. Прямой отрезок "скоростного кольца" у озера Линэзерс, 1984 г.

Вход в поворот "Больница", 1986 г. Выход из поворота "Больница", 1986 г. Зрительская трибуна у поворота "Больница", 1984 г. Прямая между поворотами "Больница" и "Киностудия", 1984 г. Поворот "Мотормузей" (тогда безымянный), 1986 г.

Поворот "Мотормузей" (тогда безымянный), 1982 г. Выход из поворота "Мотормузей" (тогда безымянного), 1986 г. Выход из поворота "Мотормузей" (тогда безымянного), 1982 г. Поворот "Песчаный холм", 1982 г. Поворот "Сейлер", 1984 г.

Вид на прямую старт-финиш из поворота "Сейлер", 1984 г. Примыкание "малого кольца" у поворота "Сейлер", 1984 г. Задняя прямая картодрома, 1984 г. Боксы, 1983 г. Боксы, 1984 г.

Туннель под трассой в районе поворота "У дуба", 1983 г. Гаражная площадка, 1984 г. Гаражная площадка, 1984 г. Место технического осмотра автомобилей на гаражной площадке, 1984 г. Табло электронной системы подсчета кругов, установленное в 1984 г.

Виды "скоростного кольца", 1987-1991 гг.

Здание для судей и хронометристов, 1987 г. Здание для судей и хронометристов, 1988 г. Здание для судей и хронометристов, 1989 г. Здание для судей и хронометристов, 1991 г. Стартовое поле, 1991 г.

Стартовое поле, 1988 г. Стартовое поле, 1988 г. Стартовое поле, 1989 г. Прямая старт-финиш, 1990 г. Поворот "Элконис", 1987 г.

Поворот "Элконис", 1987 г. Поворот "Элконис", 1988 г. Поворот "Элконис", 1989 г. Поворот "Элконис", 1990 г. Выход из поворота "Элконис", 1987 г.

Участок "скоростного кольца" между ответвлением и примыканием "кольца мастерства", 1991 г. Прямая перед поворотом "Больница", 1987 г. Поворот "Больница", 1987 г. Зрительская трибуна в повороте "Больница", 1987 г. Прямая между поворотами "Больница" и "Киностудия", 1987 г.

Поворот "Мотормузей" (тогда безымянный), 1987 г. Поворот "Мотормузей", 1989 г. Поворот "Мотормузей" (тогда безымянный), 1987 г. Поворот "Песчаный холм", 1991 г. Поворот "Сейлер", 1990 г.

Зрительские трибуны у поворотов "Песчаный холм" и "Сейлер", 1990 г. Выезд с задней прямой картодрома, 1987 г. Гаражная площадка, 1990 г. Гаражная площадка, 1990 г. Гаражная площадка, 1991 г.

Бикерниеки сегодня

← Гоночные трассы