Бикерниеки
|
||
"Скоростное кольцо" "Кольцо мастерства" Круг по виртуальному |
Рижская спортивная база Бикерниеки стала первым в Советском Союзе специализированным комплексом сооружений для автомобильного и мотоциклетного спорта. Необходимость ее создания была продиктована отсутствием в Латвийской ССР кольцевой гоночной трассы, за исключением мало подходившего для этих целей дорожного кольца в Межапарке. Инициаторами постройки новой трассы выступили в 1959-1960 гг. мотогонщики Эдуард Киопе и Карлис Ошиньш при поддержке республиканской Федерации мотоспорта. Местом для будущей трассы был выбран лес Бикерниеки в трех километрах к востоку от Риги; при этом выбор места был продиктован доступностью его для зрителей (имелась в виду самоокупаемость комплекса, для которой привлечение зрителей было крайне важно) и отсутствием в лесу порывов бокового ветра, опасных для мотогонщиков. Одновременно в планы было заложено и строительство трассы для автомобильных гонок. В 1962 г. при поддержке Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Латвийской ССР начались проектные работы (главный инженер проекта – Петерис Дзенис). Для будущего спортивного комплекса был выделен участок леса в 15 га, на котором предполагалось в первую очередь разместить мотоциклетную трассу (т. н. "кольцо мастерства") и картодром, а во вторую – автомобильную трассу ("скоростное кольцо"). Обе трассы при этом должны были иметь общий отрезок старта-финиша. За основу конфигурации трасс были взяты эскизы, выполненные Киопе и Ошиньшем после самостоятельного изучения Бикерниекского леса и скорректированные с целью наилучшего использования особенностей ландшафта и уже имевшихся в лесу просек. При проектировании "скоростного кольца" использовались киносъемки заездов автомобилей и мотоциклов, с помощью которых были рассчитаны отрезки торможения и ускорения на поворотах различного радиуса (за "образец" была взята езда: на мотоцикле – Карлиса Ошиньша, на автомобиле – Арнольда Дамбиса). Проектирование завершилось в январе 1965 г. В составе Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог республики была образована комиссия по строительству комплекса Бикерниеки (изначально он носил название "Дружба", но довольно скоро оно вышло из употребления). Собственно строительные работы были поручены Четвертому дорожно-строительному району (4 ДСР) в составе министерства. В ходе строительства пришлось преодолевать значительные трудности (полное осушение болота на месте старта-финиша и картодрома, рубка леса и т. п.). Многие работы выполнялись вручную добровольцами, в числе которых были гонщики, члены Центрального автомотоклуба работников автотранспорта, работники Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог, студенты Рижского политехнического института. Уже к осени 1965 г. была начата укладка асфальта на "кольце мастерства", а основные работы, делавшие его пригодным для проведения гонок, завершились в июне следующего года. Первые соревнования, включавшие в себя как мотоциклетные, так и автомобильные гонки, состоялись в Бикерниеки 30-31 июля 1966 г. Среди мотогонщиков победителями стали: А. Звайгзне (50 см³), Карлис Ошиньш (125 и 350 см³), Эрика Киопе (125 см³, женщины), Интс Йостс (175 см³), Янис Янсонс и Игорь Пога (350 см³ с коляской), Ольгерд Рикс и Георгий Чечулов (750 см³ с коляской). В заезде автомобилей первенствовали Яков Зисман в классе "Волга" и Бруно Эрдманис в классе "Москвич". В том же сезоне 1966 г. в Бикерниеки были перенесены все автомобильные и мотоциклетные соревнования, ранее проводившиеся в Межапарке, в том числе и гонки на призы "Янтарная «Волга»", впоследствии ставшие своеобразной "визитной карточкой" Бикерниеки. Параллельно шло строительство второй очереди – "скоростного кольца", – завершившееся весной 1968 г. Первые гонки на "скоростном кольце" – первый этап чемпионата Прибалтики – прошли 2 июня, их победителями стали: Владимир Глурджидзе (формула 3), Пееп Лаансоо (формула 4), Евгений Павлов (формула 5), Анатолий Ламин (класс IIIА), Гурам Тваури (класс VБ). Во время этих гонок погиб эстонский гонщик Антс Сейлер; последний поворот "скоростного кольца", где произошла авария, был позже назван в память о нем. В том году в Бикерниеки состоялись все главные кольцевые гонки сезона: этап Кубка Дружбы социалистических стран, один из двух этапов чемпионата СССР, чемпионат ДСО "Спартак". С открытием второй очереди трассы все автомобильные гонки за единичными исключениями стали проводиться на "скоростном кольце". Основные характеристики полностью законченной трассы были следующими. "Кольцо мастерства" имело длину 3580 м при ширине асфальтового покрытия 8 м, двенадцать правых и девять левых поворотов. "Скоростное кольцо" имело длину 3662 м при ширине асфальтового покрытия 10 м, восемь правых и четыре левых поворота. Допускалась также возможность проведения гонок на "большом кольце" длиной 5495 м, включавшем в себя оба варианта трассы, и на "малом кольце" длиной 1700 м. Ширина трассы в 250-метровой стартовой зоне составляла 20 м. Повороты "скоростного кольца" были выполнены профилированными с поперечным уклоном от 1,5 до 14%. Максимальный перепад высот в пределах трассы не превышал 10 м, но многие подъемы и спуски имели большую крутизну – до 16%. На протяжении 1970-х гг. шло постепенное совершенствование спортивного комплекса. В 1974 г. рядом с прямой старта-финиша было обустроено поле для мотобола, которое затем, в 1976 г., было дополнено треком для спидвея. Также в 1976 г. в нескольких поворотах трассы ("У дуба", "Элконис", "Больница") были установлены трибуны для зрителей; перед трибунами находились бетонные отбойники или земляные валы. К 1976-1977 гг. рядом с восточным краем Бикерниекского леса, теперь уже вошедшего в городскую черту, завершилось строительство жилого микрорайона Межциемс. Многие вновь построенные дома находились в непосредственной близости от трассы; от их жителей начали поступать жалобы на высокий уровень шума в дни гонок, и существование гоночной трассы оказалось под угрозой. Для ее сохранения были приняты меры, первой из которых стало ограничение уровня шума гоночных автомобилей на уровне 90 дБ. С этой целью все автомобили, стартовавшие в Бикерниеки, должны были оснащаться глушителями, а во время тренировок и гонок проводились постоянные замеры уровня шума; несоблюдение установленного лимита влекло за собой дисквалификацию. Помимо этого, были запрещены тренировки и испытания гоночной техники в свободные дни. В 1981 г. вдоль участка трассы, ближайшего к жилым домам (повороты "У дуба" и "Элконис"), была сооружена шумозащитная стена длиной 180 м. Несмотря на принятые меры, требования закрытия спортивного комплекса продолжались; потребовалось вмешательство руководителей ДОСААФ и республиканского Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог, чтобы окончательно закрыть этот вопрос. Мощным стимулом для совершенствования трассы стало в 1984 г. возвращение в Бикерниеки этапов Кубка Дружбы социалистических стран. В соответствии с рекомендациями ФИА вдоль трассы были установлены бетонные отбойники, дополненные сетчатыми заборами (эта работа продолжалась вплоть до 1987 г., пока ограждения не были установлены по всей длине круга), расширены и укреплены дерном зоны безопасности в поворотах, установлены электронное табло для отображения позиций участников в гонке и система замера максимальной скорости в конце прямой старт-финиш. По общему признанию, комплекс Бикерниеки являлся в то время лучшим в СССР как по качеству собственно трассы и инфраструктуры, так и по уровню организации соревнований и среди всех кольцевых трасс страны использовался наиболее активно. В 1987 г. была выполнена перестройка картодрома для приведения его к международным стандартам. В том же году началось возведение новых трибун у поворотов "У дуба" и "Элконис", которые, помимо своей основной функции, должны были также служить шумозащитными экранами, более эффективными, чем существовавшая стена. Сооружение этих трибун завершилось в 1989 г., и в том же году началось строительство трибун аналогичной конструкции у поворотов "Песчаный холм" и "Сейлер". Из них полностью были достроены только три трибуны у поворота "Сейлер", возведение прочих осталось незавершенным. Также остались нереализованными планы строительства нового большого судейского здания, совмещенного с пресс-центром и кабинами комментаторов. С началом распада системы советского автоспорта рижская трасса стала регулярно принимать международные соревнования, которые самостоятельно организовывали автоспортивные федерации прибалтийских республик ("Таллинн-САБ", Скандинавско-Балтийский Кубок, чемпионаты Прибалтики). Из зарубежных гостей в них принимали участие в основном финские и шведские гонщики. Один из них – Ульф Юханссон на автомобиле "Reynard-873" скандинавской формулы 4 – в 1990 г. установил абсолютный рекорд "скоростного кольца" (для периода по 1991 г. включительно) – 1 мин 20,5 с, что соответствует средней скорости 163,77 км/ч. Еще выше был неофициальный рекорд, показанный в 1989 г. Оттем Ванасельей во время испытаний автомобиля формулы 3 "Ralt-RT31", – 1 мин 19,5 с (165,83 км/ч). Всего в 1966-1991 гг. трасса Бикерниеки приняла двадцать девять этапов чемпионатов СССР для гоночных автомобилей и тринадцать – для стандартных автомобилей; на ней состоялись семь этапов Кубка Дружбы социалистических стран (1968, 1984-1986, 1988-1990) и пять прочих международных соревнований в 1988-1991 гг. |
Строительство трассы, 1965-1966 гг. Виды "кольца мастерства", 1966-1969 гг. Виды "скоростного кольца", 1968-1979 гг. Виды "скоростного кольца", 1980-1986 гг. Виды "скоростного кольца", 1987-1991 гг. |
← Гоночные трассы