Карта трассы Боровая Белорусская ССР

Боровая (Малое Минское кольцо)


Координаты старта-финиша в 1962-1965 гг.: геодезические СК-42: 53°57′39,2″ с. ш., 27°41′06,1″ в. д.; прямоугольные Гаусса-Крюгера: 5981886, 5544964
Координаты старта-финиша в 1966-1991 гг.: геодезические СК-42: 53°57′45,4″ с. ш., 27°41′06,6″ в. д.; прямоугольные Гаусса-Крюгера: 5982077, 5544972
Современный статус: не используется
Расположение трассы Боровая

Малое Минское кольцо (1962-1965)

Малое Минское кольцо (1962-1965)

Боровая (1966-1979)

Боровая (1966-1979)

Боровая (1984-1991)

Боровая (1984-1991)

Круг по виртуальной
трассе Боровая 1970 г.
для игры "Grand Prix Legends"
(автор – Дмитрий Гавриленко)

Малое Минское кольцо было открыто в 1962 г. совместными усилиями республиканского комитета ДОСААФ и Главного управления шоссейных дорог при Совете Министров Белорусской ССР. Трасса располагалась к северо-востоку от Минска рядом с деревней Копище-второе. В плане она представляла собой треугольник; две южные стороны его проходили по старому Заславскому шоссе, которое рядом с деревней делало поворот к югу, а северная – по построенному в послевоенные годы спрямлению этого поворота. Официально трасса называлась "Минское кольцо", а эпитет "Малое" добавлялся во избежание путаницы с прежним Минским кольцом, гонки на котором проходили в 1955-1959 гг. и которое также включало в себя отрезок Заславского шоссе (эту трассу затем post factum стали называть Большим Минским кольцом). Длина круга составляла 2850 м. Ограждения вдоль трассы отсутствовали; отдельные участки обозначались по краям деревянными вешками или стопками старых шин. Располагаясь в холмистой местности, трасса имела достаточно большой для такого короткого и компактного кольца перепад высот – около 18 м.

Первые автомобильные гонки прошли на Малом Минском кольце 13-14 октября 1962 г.; их победителями стали: Георгий Сургучев (формулы 2 и 3), Алексей Амбросенков (формула "Юниор"), Александр Суховей (группа А), Сергей Смирнов (группа Б), Эммануил Лифшиц (группа Г). Еще до официального открытия трассы была достигнута договоренность с ФАС, что в следующем сезоне Малое Минское кольцо примет один из этапов всесоюзного чемпионата. Эти соревнования состоялись 3-4 августа 1963 г. Заезд в классе формула 4 ("Юниор") являлся также международной гонкой на призы ЦАМК СССР; помимо советских гонщиков, в нем приняли участие представители ГДР, Польши и Венгрии. Один из них – Ганс-Тео Тегелер на автомобиле "Melkus-63" – установил абсолютный рекорд Малого Минского кольца – 1 мин 17,0 с, что соответствовало средней скорости 133,25 км/ч.

Несмотря на усилия организаторов этапа всесоюзного чемпионата и международных гонок, трасса обладала рядом существенных и практически неустранимых недостатков. Старт-финиш и зона технического обслуживания находились далеко друг от друга; на самой трассе возможность создания закрытого парка гоночной техники отсутствовала, и его пришлось разместить на аэродроме примерно в 10 км от трассы, куда добираться приходилось по неровной и пыльной проселочной дороге. Конфигурация трассы с длинными прямыми и небольшим числом несложных поворотов не представляла большого спортивного интереса, а ее небольшая длина и узость дорог не позволяла выходить на старт большому числу участников. Отсутствовала возможность размещения большого числа зрителей. Ввиду всего этого Малое Минское кольцо в последующие годы уже не принимало соревнования высокого ранга и использовалось не слишком активно: как правило, раз в год для проведения чемпионатов Белорусской ССР. В 1966 г. была проведена реконструкция трассы с целью приведения ее к требованиям, предъявляемым для проведения международных соревнований. К востоку от существовавшего треугольника был построен новый отрезок трассы, отходивший от Заславского шоссе на юг и после трех левых поворотов разной крутизны вновь примыкавший к нему. Длина круга в результате увеличилась до 4030 м, из которых около 1700 м приходилось на практически прямой отрезок шоссе. Одновременно были расширены остальные дороги (до 9 м в среднем), укреплены их обочины, а зона старта-финиша перенесена на Заславское шоссе, где для нее была оборудована площадка шириной 22 м и длиной 120 м. За обновленной трассой вскоре закрепилось название Боровая (иногда Боровое) по расположенному неподалеку поселку.

Первые соревнования на Боровой – первенство Минской области – состоялись 5 июня 1966 г.; их победителями стали: Юрий Дедук в группе А и Владимир Закржевский в группе Б. В конце того же сезона Федерация автомобильного спорта БССР и республиканский комитет ДОСААФ впервые организовали на Боровой гонки на приз "Золотая осень", которые в дальнейшем стали традиционными.

В 1968 г. на протяжении почти всей длины круга были оборудованы ограждения из наполовину вкопанных в землю старых шин, которые стали характерной и широко известной отличительной чертой Боровой. Полное приведение трассы к действовавшим стандартам обеспечило ей широкое применение в последующие годы. Так, с 1969 по 1977 гг. включительно там проходили советские этапы Кубка Дружбы социалистических стран; в 1970 г. чехословацкий гонщик Владимир Губачек на автомобиле "Lotus-41C" формулы 3 установил абсолютный рекорд Боровой – 1 мин 36,0 с (151,13 км/ч). Также в 1969-1973 и 1978 гг. Боровая принимала этапы чемпионатов СССР.

К концу 1970-х гг., когда были построены и открыты стационарные автодромы в Риге, под Киевом и под Каунасом, Боровая уже не могла равняться с ними по части качества покрытия трассы, инфраструктуры и мер безопасности. Заметно возросшие скорости гоночных автомобилей делали последнее особенно актуальным. В тот период на Боровой произошло сразу несколько аварий со смертельным исходом: в 1977 г. погиб минчанин Вячеслав Старостенко, годом позже – эстонец Тийт Скобелев, в 1979 г. – литовец Римантас Кесминас. Были и инциденты с жертвами из числа зрителей и сотрудников милиции из оцепления трассы. Каких-либо действенных мер по улучшению безопасности трассы принято не было; установленные в 1978 г. столбы с натянутой между ними проволокой могли только помешать зрителям выходить на трассу и переходить ее, но остановить вылетевший на полной скорости автомобиль они, разумеется, были не в состоянии. Кроме того, такое ограждение оказалось опасным для самих гонщиков: известен случай с аварией Владислава Барковского, когда только выступы на кокпите его автомобиля "БПС-Эстония" задержали проволоку и помешали ей врезаться гонщику в шею. Как результат всего произошедшего, в конце 1979 г. проведение кольцевых гонок на Боровой было прекращено. Традиционные соревнования, проводившиеся там, – чемпионаты Белорусской ССР и гонки на приз "Золотая осень" – были перенесены на киевскую трассу Чайка.

В течение следующих лет происходила реконструкция Боровой, призванная привести ее к уровню, сравнимому со специальными автодромами. Рядом с зоной старта-финиша на Заславском шоссе был построен комплекс сооружений республиканского спортивно-технического клуба ДОСААФ, включавший в себя судейское здание, гаражи, боксы и т. п. Вдоль Заславского шоссе были установлены металлические отбойники, расширены дороги, заново уложено их асфальтовое покрытие, ограждения из старых шин дополнены земляными валами высотой 1-1,5 м. Из состава гоночного кольца был исключен восточный участок и одновременно добавлен новый специально построенный поворот в южной части кольца. Длина круга в такой конфигурации составила 3,040 км. Обновленная трасса открылась 15-16 сентября 1984 г. гонками на приз "Золотая осень", совмещенными с чемпионатом БССР. Победителями этих соревнований стали: Владимир Капшеев (формула 3), Райво Хяэль (формула "Восток"), Гедиминас Купчикас (класс A2/1-7), Гунтарс Юдейкс (класс A2/1-8) и Владимир Солопов (класс A2/1-10).

Несмотря на все предпринятые усовершенствования, вновь приобрести тот же статус, что и раньше, реконструированной минской трассе не удалось: ее применение ограничилось лишь традиционными гонками республиканского уровня. Абсолютный рекорд трассы в этой конфигурации установил Анатолий Шимаковский. Кольцевые автомобильные гонки на Боровой проводились до начала 1990-х гг.

Виды Малого Минского кольца, 1962-1965 гг.

Прямая старт-финиш, 1963 г. Новое Заславское шоссе, 1963 г. Западный поворот, 1963 г.

Виды Боровой, 1966-1979 гг.

Построение участников около старта, 1975 г. Стартовое поле, 1969 г. Стартовое поле, 1972 г. Стартовое поле, 1973 г. Стартовое поле, 1973 г.

Парад участников на стартовой прямой, 1975 г. Стартовое поле, 1975 г. Стартовое поле, 1976 г. Стартовое поле, 1976 г. Стартовое поле, 1977 г.

Стартовое поле, 1977 г. Стартовое поле, 1978 г. Стартовое поле, 1978 г. Заславское шоссе после старта, 1973 г. Заславское шоссе перед первым поворотом, 1969 г.

Первый поворот и старое Заславское шоссе, 1970 г. Первый поворот, 1974 г. Первый поворот, 1971 г. Первый поворот, 1970 г. Первый поворот, 1976 г.

Старое Заславское шоссе и первый поворот, 1972 г. Плавный правый поворот на старом Заславском шоссе, 1974 г. Левый поворот в юго-восточной части трассы, 1975 г. Юго-восточный отрезок трассы, 1977 г. Вход в последний поворот перед выездом на Заславское шоссе, 1977 г.

Последний поворот перед выездом на Заславское шоссе, 1977 г. Последний поворот перед выездом на Заславское шоссе, 1978 г. Последний поворот перед выездом на Заславское шоссе, 1976 г. Прямая перед выездом на Заславское шоссе, 1978 г. Финишный отрезок на Заславском шоссе, 1977 г.

Виды Боровой, 1984-1991 гг.

Стартовое поле, 1985 г. Стартовое поле, 1985 г. Стартовое поле, 1985 г. Стартовое поле, 1985 г. Стартовое поле, 1986 г.

Стартовое поле, 1986 г. Стартовое поле, 1986 г. Линия старта-финиша и судейская будка, 1987 г. Стартовое поле, 1988 г. Первый поворот, 1987 г.

Южный поворот, 1985 г. Южный отрезок трассы, 1986 г. Выезд со старой площадки старта-финиша, 1988 г. Выезд со старой площадки старта-финиша, 1988 г. Выезд со старой площадки старта-финиша, 1984 г.

Плавный правый поворот на старом Заславском шоссе, 1985 г. Восточный поворот, 1988 г. Восточный поворот, 1990 г. Во дворе автоклуба; на заднем плане – боксы, 1989 г. Боксы, 1991 г.

Боровая сегодня

← Гоночные трассы