Пирита-Козе-Клоостриметса (1947-1963)
Иру-Люкати-Клоостриметса
Пирита-Козе-Клоостриметса (1965-1977)
|
Среди всех гоночных трасс Советского Союза дорожное кольцо в долине реки Пирита имело наиболее долгую историю. Первые соревнования – мотоциклетные гонки – состоялись там 17 сентября 1933 г. В следующем году в Пирите впервые стартовали и автомобили; эти соревнования известны как Большой Приз Эстонии (Eesti Suursõit). В том году в двух классах победили англичанин Дэвид Ферриер и местный участник Ханс Таэль. Большой Приз Эстонии состоялся еще дважды с участием преимущественно финских и эстонских гонщиков. Трасса представляла собой кольцо из дорог общего пользования длиной 6761 м, располагавшееся по обоим берегам Пириты и дважды пересекавшее реку по деревянным мостам. Дороги были весьма узки, и лишь около двух третьих круга имели асфальтовое покрытие; оставшаяся часть приходилась на грунтовые дороги. Максимальный перепад высот по ходу круга составлял 22 м. Участки спуска в долину Пириты и подъема из нее имели большие уклоны, сопряженные к тому же с достаточно крутыми поворотами. Практически вся трасса находилась в лесу, за исключением западного участка, проходившего через поселок Пирита при устье реки.
После вхождения Эстонии в состав СССР и окончания войны в Пирите вновь стали проводиться мотоциклетные гонки. Трасса в целом не изменилась по сравнению с довоенным вариантом, за исключением покрытия асфальтом всей длины круга и обустройства в районе старта-финиша трибун для зрителей и судей, комментаторской вышки и боксов для мотоциклов.
В 1957 г. к востоку от трассы началось строительство комплекса зданий для размещения в нем автомотоклуба ДСО "Спартак". Инициатором выступил руководитель клуба Рихард Лаур, а автором проекта стал архитектор Уно Тёльпус. После слияния общества "Спартак" в Эстонской ССР с местным ДСО "Калев" клуб также был передан в его ведение и открыт в 1959 г. уже как республиканский автомотоклуб общества "Калев". Помимо двухэтажного главного корпуса, предназначавшегося для клубной, судейской, медицинской работы и размещения до двадцати пяти иногородних участников, были построены мастерские, в которых мог проводиться ремонт гоночной техники, а также гаражи на сто мотоциклов (или пятьдесят – с колясками) и небольшое число автомобилей. Вообще трасса Пирита-Козе-Клоостриметса была известна прежде всего как место проведения именно мотоциклетных гонок; автомобильные соревнования для нее, несмотря на их также немалую популярность, всегда являлись вторичными. Разрабатывался также проект мотодрома с гаревой дорожкой, который планировалось построить возле клуба, но он осуществлен не был.
Одновременно с открытием автомотоклуба был опробован и новый вариант трассы, зона старта-финиша которого находилась перед зданием клуба. Новая трасса (чаще всего называвшаяся Иру-Люкати-Клоостриметса) имела со старой лишь небольшой общий отрезок длиной около двух километров между поворотами Козе и Кальмисту, в остальном проходя по дорогам к востоку от старого кольца. Длина круга составляла 8646 м, ширина дорог – 6-8 м (кроме моста Люкати, где проезжая часть сужалась до 5 м). Как и прежний вариант трассы, новое кольцо проходило по обоим берегам Пириты, но заходило на водораздельные поверхности дальше, поэтому перепад высот был больше и достигал 36 м. Новая трасса почти не включала в себя дороги с интенсивным движением и не проходила через населенные пункты, что относилось к ее достоинствам. Несомненным преимуществом являлось и расположение зоны старта-финиша непосредственно перед зданием автоклуба, удобное для судей, механиков и зрителей. В то же время узкие дороги с покрытием невысокого качества, по которым проходила трасса, являлись весьма существенным ее недостатком.
Первые соревнования – Большой Приз общества "Калев" (Kalevi Suursõit) – состоялись на кольце Иру-Люкати-Клоостриметса 20 сентября 1959 г. В шести классах автомобилей победителями стали: А. Сейлер (гоночные до 1500 см³), М. Ковалев (гоночные до 2500 см³), В. Орлов и В. Башаров (спортивные до 1500 см³), Б. Динерштейн и М. Мотин (спортивные до 2300 см³), В. Марейкин и А. Суховей (спортивные до 2500 см³), А. Саарм и А. Тыкке (стандартные). Впоследствии кольцо Иру-Люкати-Клоостриметса использовалось всего дважды – для этапов чемпионатов СССР в 1960 и 1962 гг. Абсолютный рекорд трассы установил в 1960 г. Людвиг Кырге на автомобиле "Старый Тоомас" формулы 1: 4 мин 20 с (118,61 км/ч).
После 1962 г. было решено от проведения гонок на кольце Иру-Люкати-Клоостриметса отказаться в пользу прежнего варианта трассы. В 1959-1963 гг. там в основном проходили мотогонки, но в отдельных случаях стартовали и автомобили (как правило, в качестве дополнительных заездов в рамках мотоциклетных соревнований). К тому времени, однако, уже назрела необходимость ремонта покрытия и расширения дорог, входивших в состав трассы. Эти работы начались во второй половине 1964 г. силами второго участка Таллинского городского управления дорожного строительства и ремонта (главный инженер – Х. Вальк). В том году соревнования в Пирите не проводились, а завершилась реконструкция к осени следующего года. Основной целью стало приведение трассы к требованиям ФИМ, что позволило бы проводить на ней официальные международные соревнования. Ширина дорог увеличилась с 4-5 м до 8-10 м, были вырублены деревья, слишком близко подступавшие к дороге, во многих местах вдоль обочин насыпаны земляные валы. Помимо этого, в северо-восточной части трассы были построены новый поворот и короткий прямой отрезок, соединившие улицы Люкати и Клоостриметса в обход прежнего поворота Кальмисту. Длина круга за счет этого сократилась до 6026 м (следует отметить, что в большинстве публикаций и документов указывается длина 6000 м ровно). Поскольку прежняя зона старта-финиша оказалась вне нового кольца, ее перенесли на улицу Козе – южный прямой отрезок трассы; это отвечало требованию ФИМ о расположении старта-финиша на прямой длиной не менее 500 м. Рядом со стартом разместился павильон для судей и хронометристов с комментаторской вышкой и электрическими информационными табло, а также зрительские трибуны и стоянка на 650 автомобилей. Также трибуны для зрителей были сооружены в нескольких местах трассы – как правило, рядом с наиболее зрелищными поворотами, – и оборудованы переходы через трассу.
9-10 октября 1965 г. обновленное кольцо Пирита-Козе-Клоостриметса приняло первые соревнования – очередной, шестой Большой Приз общества "Калев". В заездах автомобилей победили: Я. Кююнемяэ (формула 1), И. Ханге (формула 5 и группа Г), И. Щетинский (группа А), Л. Волков (группа Б). В следующем сезоне на новой трассе состоялся чемпионат СССР для стандартных автомобилей.
Впоследствии таллинская трасса достаточно активно использовалась для проведения этапов чемпионатов СССР по кольцевым автомобильным гонкам: они состоялись там в 1971-1973 (по одному этапу), 1974 (два этапа) и 1976 (два этапа) гг. Также ежегодно проводились автомобильные гонки в рамках традиционных Больших Призов общества "Калев", в которых один раз (в 1969 г.) приняли участие финские гонщики. Один из них – Лео Киннунен на автомобиле "Titan-Mk3" формулы 3 – установил абсолютный рекорд трассы: 2 мин 27 с (147,56 км/ч). После окончания сезона 1977 г. проведение соревнований на трассе Пирита-Козе-Клоостриметса было прекращено в связи с реконструкцией моста у устья Пириты и строительством рядом с ним олимпийского парусного центра. После окончания этих работ в 1980 г. мотогонки вернулись на трассу, но автомобильные гонки на ней больше не проводились. Лишь в 1987 г. в рамках очередного Большого Приза общества "Калев" состоялись короткие показательные заезды гоночных автомобилей, в ходе которых Тоомас Напа на "Эстонии-21.10" формулы 3 показал лучшее время круга 2 мин 22,1 с (152,65 км/ч).
В постсоветский период трасса Пирита-Козе-Клоостриметса продолжала использоваться с прежней активностью; более того, в рамках Больших Призов общества "Калев" время от времени на ней стартовали и автомобили. Однако дорожная трасса, которая существовала уже около сорока лет практически без изменений, явно перестала удовлетворять современным требованиям безопасности, что убедительно показала гибель в 2000 и 2001 гг. двух мотогонщиков. Произвести же ее капитальную реконструкцию не представлялось возможным в связи с тем, что долина Пириты с 1957 г. имеет заповедный статус. В 2006 г. Большой Приз общества "Калев" состоялся в последний раз, после чего гоночное кольцо Пирита-Козе-Клоостриметса перестало использоваться.
|
Виды кольца Пирита-Козе-Клоостриметса, 1947-1963 гг.
Виды кольца Иру-Люкати-Клоостриметса, 1959-1962 гг.
Виды кольца Пирита-Козе-Клоостриметса, 1965-1977 гг.
Пирита-Козе-Клоостриметса сегодня
|