Карта трассы Рустави Грузинская ССР

Рустави
რუსთავი


Координаты старта-финиша: геодезические СК-42: 41°34′17,9″ с. ш., 44°56′53,8″ в. д.; прямоугольные Гаусса-Крюгера: 4604142, 8495685
Современный адрес: Rustavi International Motorpark; Грузия, г. Рустави, 21 км автодороги Тбилиси – Красный мост
Официальный сайт: http://www.rustavi1.com
Расположение трассы Рустави

Конфигурация трассы

Конфигурация трассы

Республиканская спортивная база ДОСААФ вблизи грузинского города Рустави являлась третьим в Советском Союзе комплексом сооружений для автомобильного и мотоциклетного спорта. Строительство вел четвертый дорожно-строительный участок Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Грузинской ССР. В 1978 г. состоялось официальное открытие комплекса, хотя к тому времени все строительные работы завершены еще не были. На момент открытия были готовы: трасса для кольцевых автомобильных и мотоциклетных гонок, подъездные дороги, площадки для подготовки гоночной техники, мотоциклетный трек с полем для мотобола, здания детско-юношеской спортивно-технической школы и спортивного клуба с боксами и мастерскими. В состав комплекса была включена и существовавшая ранее трасса для мотокросса, пролегавшая по окрестным склонам гор. Несколько позже были также достроены: картодром (частично совмещенный с отрезками кольцевой трассы), кордодром для автомодельного спорта, площадка для автомногоборья и гостиница для участников соревнований. Первые кольцевые автомобильные гонки – этап чемпионата СССР – прошли в Рустави 28 октября 1979 г. Их победителями стали: Гурам Дгебуадзе (формула 3), Александр Медведченко (формула "Восток") и Богдан Хицяк (класс IV).

Трасса для кольцевых гонок имела длину круга 4040 м с возможностью уменьшения ее до 2500 м путем использования дополнительной смычки, напрямую соединявшей конец четвертого поворота с началом десятого. Ширина асфальтового покрытия трассы составляла 12 м на прямых и 14 м в поворотах. Прямая старт-финиш имела длину 550 м при ширине 18 м. Отбойниками на всем протяжении круга трасса оборудована не была – они имелись только в поворотах с внешней стороны, – а роль зон безопасности выполняли задернованные обочины шириной 3 м.

Руставский комплекс был единственным в стране, расположенным в гористой местности (на северном склоне хребта Яглуджа), но с точки зрения рельефа собственно трассы разница между ним и другими трассами СССР была невелика. Достигнуто это было прежде всего за счет компактной конфигурации круга с длинными прямыми, расположенными параллельно склону; кроме того, влияние рельефа на отдельных участках компенсировалось устройством насыпей и выемок. В результате разница высот по ходу круга не превышала 15-16 м, а крутые подъемы и спуски отсутствовали. Единственная зрительская трибуна на 500-800 мест располагалась выше трассы по склону вдоль прямой старт-финиш, что в сочетании с небольшой площадью, занятой трассой, давало возможность обозревать круг практически целиком.

Большим преимуществом руставского комплекса считалась возможность круглогодичного проведения соревнований, обусловленная его географическим положением. Однако тот же самый географический фактор препятствовал этому – во всяком случае, применительно к кольцевым автомобильным гонкам. Рустави был слишком удален от главных центров развития этого вида спорта в стране (прибалтийских республик, Москвы, Киева), где к тому же имелись собственные трассы, а автоспорт в республиках Закавказья был не настолько развит, чтобы обеспечивать постоянную загрузку трассы. В результате в Рустави, как правило, ежегодно проводились только три соревнования по кольцевым автомобильным гонкам: один из трех этапов чемпионата СССР для гоночных автомобилей (обычно первый, предшествуемый двухнедельными тренировочными сборами), зональные отборочные соревнования чемпионата СССР для стандартных автомобилей группы A2/1 и чемпионат Грузинской ССР. Недостаточный уровень организации этих соревнований (расселение участников, условия работы с гоночной техникой, работа служб медицинской помощи и пожарных, судейство), некачественное покрытие трассы и отсутствие полноценных отбойников и ограждений вокруг нее регулярно вызывали нарекания участников, однако за все время использования руставской трассы никакие усовершенствования и реконструкции по результатам этих замечаний не проводились.

Всего в Рустави в 1979-1989 гг. одиннадцать раз проводились этапы чемпионатов СССР для гоночных автомобилей и семь раз – для стандартных. После 1989 г. проведение в Рустави всесоюзных соревнований было признано неоправданным – как в силу удаленности и невысокого качества трассы и организации соревнований, так и из-за нарастания политической напряженности в Грузии. Некоторое время говорилось о намерениях ВАЗа выкупить и реконструировать спортивный комплекс, сделав его базой для круглогодичных тренировок своей команды, но эти планы не были реализованы. В дальнейшем трасса была фактически заброшена и использовалась в основном гонщиками-любителями, хотя время от времени там проводились и официальные соревнования, организуемые Автомобильной федерацией Грузии. В таком состоянии комплекс пребывал до 2009 г., когда началась его капитальная реконструкция с целью приведения его к требованиям ФИА для автодромов второй категории. Официальное открытие автодрома после реконструкции состоялось 27-29 апреля 2012 г.

Виды трассы, 1979-1989 гг.

Вид на автодром с хребта Яглуджа, 1988 г. Вид на автодром с хребта Яглуджа, 1988 г. Вид на подъездную дорогу к автодрому с хребта Яглуджа, 1988 г. Прямая старт-финиш, 1988 г. Стартовое поле, 1980 г.

Стартовое поле и зрительская трибуна, 1982 г. Линия старта-финиша, 1980 г. Линия старта-финиша и стартовое поле, 1980 г. Прямая старт-финиш, 1980 г. Прямая старт-финиш, 1987 г.

Прямая старт-финиш, 1987 г. Прямая старт-финиш, 1988 г. Прямая старт-финиш перед первым поворотом (автомобили двигаются в обратном направлении), 1980 г. Прямая старт-финиш (автомобили двигаются в обратном направлении), 1988 г. Второй поворот, 1982 г.

Второй поворот (автомобили двигаются в обратном направлении), 1981 г. Второй поворот, 1987 г. Второй поворот, 1987 г. Второй поворот, 1987 г. Второй поворот, 1988 г.

Вход в седьмой поворот, 1988 г. Конец прямой перед седьмым поворотом, 1988 г. Седьмой поворот, 1987 г. Прямая между седьмым и восьмым поворотами, 1980 г. Вход в восьмой поворот, 1979 г.

Площадка для гоночной техники у первого поворота, 1980 г. Площадка для гоночной техники у первого поворота, 1980 г. Площадка для гоночной техники у гостиницы; на заднем плане – здание ДЮСТШ, 1984 г. Площадка для автомногоборья, 1987 г. Площадка для гоночной техники, 1987 г.

Площадка для гоночной техники, 1987 г. Площадка для гоночной техники; на заднем плане – мототрек, 1987 г. Площадка для гоночной техники; на заднем плане – мототрек, 1987 г. Площадка для гоночной техники, 1988 г. Площадка для гоночной техники, 1988 г.

Въезд на автодром, 1988 г. У въезда на автодром, 1988 г. У въезда на автодром, 1988 г. У въезда на автодром, 1988 г. У въезда на автодром, 1987 г.

Рустави сегодня

← Гоночные трассы